О терпении

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, в течение Великого поста мы ежедневно слышим за великопостными службами молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» Седьмое прошение этой молитвы содержит обращение ко Господу о даровании духа терпения.

Дорогие братия и сестры, ни с чем мы так часто не встречаемся в жизни, как с несчастиями и скорбями. Скорби, начиная от самого рождения и до смерти, сопровождают человека, и нет человека, который бы не был знаком со скорбями. Нет человека, который бы мог сказать, что он блажен и всем доволен. То удручают нас болезни, то огорчает нас смерть близких нам людей, то преследует нас зависть и ненависть человеческая, то стихийные бедствия обрушиваются на нас и так далее. Словом, жизнь человеческая не проходит без скорбей и бед.

Что нам делать среди этих злоключений, чтобы сохранить себя невредимыми, не быть побежденными, но быть победителями? Для этого нужно иметь терпение. Без терпения невозможно обойтись при каждом несчастии, при каждой скорби. Скорби не бывают делом одной минуты, но, напротив, большею частью между началом бедствий и окончанием их проходит немало времени, когда волею или неволею приходится терпеть, нести на себе это иго, нести и страдать.

Область терпения должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы человечества в сем мире. С терпением человек приобретает блага и сохраняет их, безвредно выдерживает приражение зол; потеряв терпение, он тотчас в опасности утратить благо или, еще хуже, сделать зло. Минута нетерпения может расстроить годы и веки. Святые отцы говорят, что терпение нужно было даже в раю, где, по-видимому, нечего было и терпеть. Если бы праматерь Ева имела довольно терпения не отвечать на обольстительные речи искусителя, воздержалась бы опрометчиво набрасываться на запретный плод, то очень вероятно, что чувственное влечение было бы остановлено, истина восторжествовала бы над ложью, не был бы соделан грех и не последовала бы смерть. Недостало терпения — и прародители пали и с собою низринули весь будущий род человеческий. По сравнению с раем надобно еще более иметь терпения на земле, куда человек для того и послан из рая, чтобы в терпении стяжать свою душу.

Если вышеприведенный печальный пример недостатка терпения для нас страшен, то утешим себя другим назидательным примером — спасительного терпения и благотворных от сего последствий. Какие страдания, искушения претерпел праведный Иов, и как верно и щедро награждено его терпение! Какие жестокие и продолжительные гонения претерпел Давид, и как славно было вознаграждено его терпение! Какие многоразнообразные роды истязаний, мучений, смертей нарочно были изобретены врагами христианства для того, чтобы поколебать терпение христианских мучеников… И как чудно совершалась в их немощи сила Божия: то спокойным и даже иногда безболезненным перенесением мучений, то внезапным исцелением ран, то духовной победой, превращавшей самих мучителей в христиан. Кроме мученичества, как много и долго претерпевали многие подвижники благочестия, которые в пощении и бдении проводили дни своей суровой жизни. Терпение закаляло их, исполняло их даров Святаго Духа. Без терпения нет подвига, а без подвига нет ни добродетели, ни дарования духовного, ни спасения.

Чтобы уметь жить, надо уметь терпеть. Царство Божие нудится, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Хотите ли, по заповеди Божией, стяжать совершенную любовь, которая бы любила и врагов, — размыслите, как можно это исполнить. В людях мы встречаем часто недостатки, нередко пороки, иногда и ненависть к себе; а это располагает к неуважению людей, к отвращению от них, ко взаимной ненависти, а не к любви. Как же можно стяжать любовь ко всем? Если решишься твердо и научишь себя с терпением взирать на недостатки и пороки людей и на самую ненависть к тебе, то возможешь возлюбить всех, не преставая ненавидеть пороки. А без терпения сего нельзя приобрести.

Хотите ли приобрести христианское послушание ко всем? Как возможно это приобрести? Неизбежно, что тебе нередко будет повелеваемо то, что тебе не по мысли и не по желанию, не по вкусу, что тягостно и обременительно для твоего самолюбия. Но, чтобы это все исполнить без противления, без ропота, для этого нужно терпение. Поэтому если имеешь терпение, то можешь иметь и послушание, а без терпения — не можешь. Подобно этому и всякая добродетель требует некоторых лишений, труда, подвига, брани против страстей, вожделений, искушений, не всегда легко и скоро увенчиваемых победою, и, следственно, требуется терпение. Если поколеблется терпение, не устоит и другая добродетель. И так как добродетель есть обязанность всей жизни, то и терпение есть потребность всей жизни до конца.

Итак, дорогие братия и сестры, всё будем переносить терпеливо, великое и малое, с верою и надеждою, принимая все злострадания свои как наказания и как милость Божию. Терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса (Евр. 12,1), и с терпением да продолжим его до конца, ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

 

О добродетели терпения

(изъяснение седьмого прошения

 молитвы преподобного Ефрема Сирина)

31 марта 1961 г.

 

Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) — с сайта //stsl.ru

Текст проповеди приведен по книге: Архимандрит Кирилл (Павлов), Проповеди, изд.Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003г.