Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы


Введение во храм Пресвятой Богородицы«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение твое» 

«…Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, «поя, играя и ликуя», сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария — старец, родитель Предтечев, «благословив, прият» Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых.

Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире. Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.

Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека.

Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией.

С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба. И с этим вхождением можно было впервые произнести слова: «Твоя от Твоих, Тебе приносяща…»

Дар Божий людям — Пресвятая Дева — плод молитвы престарелых родителей, и через Нее — Христос, возвращается людьми Богу, как дар Ему от людей, как жертва благоприятная, благовонная. И с этим вхождением, в предчувствии великих перемен в мире, впервые можно было запеть слова радости и надежды: «Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите»!

С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности. «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание…» Так велик этот день, так единственен и неповторим он — день начала Нового Завета с Богом на земле.

До явления в мир Христа Спасителя оставались считанные годы, и храм Божий призван был среди величайшей святости, чистоты и Божественной силы вскормить и воспитать в эти годы чуткую, детски чистую душу Богоотроковицы, наполняя Ее Божеством и предуготовляя в Ней самое Боговоплощение.

День ото дня возрастала телесными и духовными силами Пресвятая Дева в храме Божием. Силы духа у Пресвятой Девы образовались, возрастали и укреплялись ангельскою беседою и молитвой, устремленной к Богу, и трудами ради Бога.  Телесные же силы Ее поддерживались небесной пищей, приносимой Ей Архангелом. И первосвященник Захария, не могущий сам ежедневно входить во Святая Святых, с удивлением, недоумением и ужасом слышал беседы Девы с Архангелом во Святилище. И, не находя ничего подобного в явлении Ангелов другим людям, первосвященник укреплялся в мысли, что пришло время исполнения всеобщего ожидания, и от Благословенной придет спасение, от Жены — Обещанный, от Девы — Бог.

А Мария, питаемая Божией благодатию, потеряв в последние годы Своей жизни при храме единственную привязанность к земле — праведных родителей, дала обет Богу — до конца жизни сохранять девство и остаться рабою Господа, Ему Единому служа и предаваясь во всем и всегда Его Святой воле. «…Се, раба Господня, буди мне по глаголу Твоему» [Лк. 1, 38].

И сердце Ее, отданное Богу, стало нерукотворенным храмом, вместилищем Богу. И скоро, совсем скоро вслед за этим Христос — Ее Сын и Сын Божий — приидет и учредит законность этого нового, нерукотворенного храма, основанием которого станет Он Сам…»

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

отрывок из «Слова на праздник Введения во храм

Пресвятой Богородицы»

При подготовке использованы материалы сайта www.pravoslavie.ru (текст проповеди) и фотографии с «Яндекс.картинки».

 


 

Богослужение праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

В стихирах на праздник Введения изображается внешняя картина этого события (шествование со светильниками, встреча в храме …и др.) и внутреннее значение праздника: говорится, что Матерь Божия приводится в храм, чтобы воспитаться в Божием жилище и уготовать собою Престол Божий; что через Матерь Божию мы примирились с Богом, «обожились» в своем естестве; затем все верующие, в частности, матери и девы, приглашаются прославлять Матерь Божию, одушевляясь тою же радостью, которую переживали Иоаким и встретивший Св. Деву Марию Первосвященник, а равно и теперь переживает невидимо ангельский мир.

В паремиях содержатся следующие мысли: в первой паремии [Исх. 40:1-5,9-10,16, 34-35] повествуется о том, как Господь повелел Моисею устроить скинию и все принадлежности ее и освятить ее елеем помазания, и как облако осияло скинию, и слава Господня наполнила ее. Во второй паремии [3 Царств 7:51,8:1-11] повествуется о торжественном перенесении  ковчега Завета в устроенный Соломоном храм и о том, как слава Господня наполнила храм, так что священники не могли стоять на служении (Скиния и храм служили прообразом самой Девы Марии — нерукотворенного храма, в который вместился невместимый Христос Бог). Третья паремия та же, что и на праздник Рождества Богородицы — о таинственных вратах, виденных пр. Иезекиилем[Иез. 43:27, 44:1-4]. 

Тропарь: Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.

Сегодня предизображение благоволения Божия и предвестие о спасении Людей! Дева открыто является в храме Божием и всем предвозвещает о Христе. Ей и мы громко возгласим: «радуйся, исполнение промышления о нас Создателя».

Кондак: Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное Сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень,/ благодать совводящи,/ яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

Пресвятая Дева, — пречистый Спасов храм и многоценный чертог, священное хранилище славы Божией, — сегодня вводится в дом Господень и вводит с Собою благодать Божественного Духа. Ее воспевают ангелы Божии: Она есть селение небесное.

В каноне на Введение во храм изображается сначала внешняя картина события — как юная Отроковица, украшенная подобно невесте, окруженная всеми близкими ее сердцу, приводится своими благочестивыми родителями в храм Божий воспитаться перед Господом. Священники, служившие храму, с духовными песнями выходят к ней навстречу, и священник Захария, приняв чистую Деву от благочестивой Анны, по особому откровению, вводит Ее в самое сокровенное отделение храма — во Святое Святых. В соответствии с этой внешней картиной события раскрывается и внутренняя сторона, внутреннее значение праздника. Именно: говорится, что Господь хотел открыть особенное благоволение Свое к Пресвятой Деве через такое торжественное принятие Ее во Святой храм. Господь показал этим, что вводимая есть не обыкновенная Дева, посвящаемая на благочестивые занятия в храме, но предизбранная в жилище самого Бога Отроковица и полагавшая тогда начало больших Божиих благословений на людей всего мира. Кроме канона на праздник Введения…, с этого дня начинается еще пение радостного канона на Рождество Христа Спасителя: «Христос раждается, славите»

Прокимен: тот же, что и на праздник Рождества Богородицы.

В Апостоле [Евр. 9:1-7] содержится мысль, что Матерь Божия была прообразована в Ветхом Завете скиниею.

В Евангелии (то же, что и на праздник Рождества Богородицы) содержится похвала материнству Божией Матери.

Задостойник: Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася,// како Дева вниде во Святая Святых.

Ангелы, видя вход (во храм) Пречистой Девы, удивились: как Дева вошла во Святое Святых.

Яко одушевленному Божию кивоту,/ да никакоже коснется рука скверных,/ устне же верных Богородице немолчно,/ глас Ангела воспевающее, с радостию да вопиют:// истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

Рука непосвященных отнюдь да не коснется одушевленного кивота Божия; уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: истинно выше всех Ты,  Дева Чистая.

Причастен: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову».

Из книги священника Н.Р. Антонова «Храм Божий и Церковные Службы»

При подготовке использованы материалы православного сайта http://azbyka.ru