Вход Господень в Иерусалим

Спаситель мира стучится в наши сердца

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, возлюбленные во Христе братия и сестры, Святая Цер­ковь, а вместе с нею и мы, празднственно вспоминаем торжествен­ную встречу Господа нашего Иисуса Христа при входе Его в Иеру­салим, устроенную Ему лучшею частью израильского народа. Гос­подь наш Иисус Христос, во исполнение пророчества о Нем как о Царе кротком и праведном, за шесть дней до Своей смерти, после чудесного воскрешения Лазаря, являет Себя иудейскому народу в последний раз, заявляет решительно, что Он есть воистину Тот Мессия и Царь, Которого они ждут.

Он торжественно восходит, сидя на молодом осле, сопровождае­мый множеством народа, в столицу Израильского царства, во свя­той град Иерусалим. Все соединилось для того, чтобы встреча эта была самою торжественною: толпы народа провожали Иисуса Хри­ста от самой Вифании до Иерусалима, при этом многие расстилали одежды свои на дороге, другие срезали зеленые пальмовые ветви и бросали их по пути шествия Спасителя, потрясая ими в воздухе. Кар­тина была очень торжественная и трогательная, это было одно из са­мых лучших и радостных событий в земной жизни Спасителя. Со­провождавшие и встречавшие Иисуса Христа приветствовали Его восторженными словами, восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в выш­них!» (Мф. 21, 9. Лк. 19, 38). Так торжественно и радостно встре­тил израильский народ своего Царя, столь давно им ожидаемого.

Вербное Воскресенье. Иверский храм. 13 апреля 2014г.

 И есть о чем радоваться израильскому народу, встречая своего Царя! Это был не обыкновенный земной царь, который силою оружия покоряет себе народы, но Тот Царь, о Котором еще в древно­сти пророчествовал святой пророк Захария, говоря: «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се, Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток и всед на подъяремника и жребца юна» (Зах. 9, 9). Вступал в Иерусалим Царь праведный, не только Сам в Себе праведный, но и несущий с Собою правду вечную для всего человечества, несущий для него оправдание от тер­зающего его греха. Вступал Царь кроткий, Который не только Сам кроткий, но Который грядет научить людей кротости, установить в человечестве мир, Царство мира и кротости, Который привлечет к Себе людей кротостью, смирением и любовью. В Иерусалим вхо­дил Царь спасающий — Спаситель мира, грядущий искупить людей от тяжких наказаний за грехи, освободить их от царствующего в ми­ре зла. После этого понятно, почему такая радостная была встреча Господа при входе Его в Иерусалим, которую устроил Ему израиль­ский народ.

Эта великая радость израильского народа будет для нас понят­нее, если мы вспомним те условия, в каких тогда находился этот на­род. Перед рождением Иисуса Христа народ израильский был по­рабощен римлянами, которые отдали его в управление жестокому и несправедливому Ироду; подобны Ироду были и наместники рим­ские. Нравственно-религиозное состояние израильского народа бы­ло крайне плачевно. Религиозные вожди иудейского народа отлича­лись порочностью, неверием, корыстолюбием и другими пороками. Поэтому естественно было для израильского народа ожидать себе спасителя-царя, который бы избавил людей от бед и уничтожил сре­ди них беззаконие. И когда этот Царь явился, то неудивительно, что народ принял Его с такою торжественностью и радостью.

Радостную встречу Господа нашего Иисуса Христа мы ежегодно торжественно празднуем, и это празднуемое событие не должно для нас иметь значение только события исторического, но значение со­бытия, существенного для нас, для нашей души. Спаситель мира есть Царь не одного только израильского народа, но всех людей, и приходил Он не только к еврейскому народу, кроткий и праведный, но постоянно идет к каждому из нас, постоянно стучится в двери сердца нашего, и мы должны всегда с великою радостью встречать нашего Господа. Потому в сегодняшнем апостольском чтении свя­той апостол Павел говорит нам: «Радуйтеся всегда о Господе; и паки реку: радуйтеся» (Флп. 4, 4). И эта радость наша о Господе должна быть более сознательною и совершенною, чем радость изра­ильского народа, потому что израильтяне не все хорошо понимали значение шествия Спасителя в Иерусалим, а мы с вами уже знаем, для чего сходил с неба на землю Христос и что Он сделал для нас.

Вербное Воскресенье. Иверский храм. 20 апреля 2019г.

Но как выражать нашу радость при сретении Господа — этому мы должны поучиться у израильского народа. Иудеи, встречая Господа, постилали Ему одежды свои. Чтобы понять таинственный смысл этого символического действия, надо припомнить, что в древности одежда знаменовала собою то или иное душевное состояние челове­ка. Поэтому если кто снимал свою одежду и постилал ее пред ка­ким-либо лицом, то этим он выражал, что он повергает самые воз­вышенные чувства — чувствования любви, уважения и благогове­ния — пред тем лицом, пред которым он постилал свои одежды.

Израильтяне выражали свою готовность отказаться от самих себя и посвятить свою душу и тело Царю Израильскому, Которого они встречали. Так точно должно и нам поступать при сретении Госпо­да. Мы проявим свою любовь к Нему и радость о Его пришествии тогда, когда сбросим с себя нашу греховную, загрязненную грехами духовную одежду и оденемся в одежду чистоты, невинности и прав­ды, когда откажемся от своей злой воли, и облечемся в нового чело­века и себя всецело предадим воле Христа Спасителя, когда безро­потно и с покорностью будем нести свой крест, с любовью и самоот­вержением перенося все скорби, — вот тогда наша встреча Христа будет самой лучшей и приятной для Господа.

Израильский народ при встрече со Спасителем срезал пальмо­вые ветви и постилал их на пути Господу. Чтобы понять внутренний смысл этого действия, надо знать, что в Священном Писании под деревом подразумевается очень часто человек. Так, например, под добрым деревом разумеется добрый человек, под сухим — человек худой, не приносящий добрых дел. Пальма же, отличаясь своею крепостью и красотою, знаменовала собою нравственную красоту человеческую. Поэтому когда израильтяне срезали пальмовые ветви и постилали их к ногам Спасителя, то этим они выражали свое доб­рое настроение духа и готовность следовать за своим Царем. Так и мы должны при сретении Господа являть в себе добрые качества пальмы — наша добрая нравственная деятельность должна опи­раться на твердые убеждения нашей веры, чтобы никогда наша доб­рая жизнь не засыхала или не предавалась порче и тлению, но всегда была свежая и цветущая.

Вербное Воскресенье. Иверский храм. 20 апреля 2019г.

Наконец, при встрече Спасителя израильский народ восклицал и славил Господа, говоря: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!» Этим народ израильский желал выразить пред Господом свое радостное чувство. Так точно и мы должны славо­словить Господа и устами — словесно, и молчаливо — своею доб­рою жизнью, чтобы во всем прославлялся Спаситель наш Иисус Христос. Подобно тому, как небо, хотя и не имеет уст, но своею кра­сотою заставляет других славить Творца, так должен и всякий про­славлять Господа своим добрым поведением и жизнью. Но мы должны прославлять Господа и устами своими — во всяком духов­ном пении и молитве — за Его чудные дела и неизреченную к нам любовь и милосердие.

Если таким образом будем служить Господу всем своим сердцем и с радостью и преданностью встречать Его, то Он еще в этой зем­ной жизни исполнит нас духовною радостью, а что еще важнее, пременит эту временную радость на вечную в будущей жизни, кото­рой не будет конца. Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Вход Господень в Иерусалим
 13 (26 апреля) 1964г

Использованы материалы:

  1. Книга: Архимандрит Кирилл (Павлов). Цель нашей жизни – спасение души! Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2017.
  2. Текст прововеди и фотография Архимандрита Кирилла с сайта https://stsl.ru.
  3. Икона с сайта https:// cerkov.ru
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: