Введение Пресвятой Богородицы во храм

Икона «Введение Пресвятой Богородицы во храм», XV век.

С Праздником, дорогие братья и сестры!

В понедельник 4 декабря в нашем храме была отслужена Праздничная Божественная литургия. Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм – всегда светлый и радостный, а укутавший Москву пушистый белый покров только подчеркивал чистоту и святость этого замечательного Праздника.

Предлагаем сегодня вашему вниманию отрывки из книги «Четыре слова о молитве» святителя Феофана Затворника.

«В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы нахожу благовременным предложить вам наставление о молитве – главном деле храма. Храм есть место молитвы и поприще для ее развития. Для нас введение в храм есть введение в дух молитвенный. И сердце благоволит Господь именовать храмом Своим, куда входя умом, предстоим Ему, восхождение к Нему возбуждая, как благовонное курение фимиама. Будем же учиться, как этого достигнуть!…

Припоминаю мудрое обыкновение древних святых отцов, по которому они, приветствуя друг друга при встрече, не о здоровье и не о чем другом спрашивали, а о молитве, говоря: как идет или как действует молитва? Действие молитвы у них было признаком жизни духовной, и они именовали ее дыханием духа. Есть дыхание в теле – живет тело, прекратится дыхание – прекращается жизнь. Так и в духе. Есть молитва – живет дух, нет молитвы – нет жизни в духе…

Надо сделать так, чтобы душа не тогда только к Богу обращалась, когда стоишь на молитве, но и в продолжение всего дня насколько можно непрерывнее возносилась к Нему и пребывала с Ним.

Для этого, в первую очередь, надо в продолжение дня чаще взывать к Богу из сердца краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Например, начинаешь какое-нибудь дело, говори: «Благослови, Господи», заканчиваешь его, говори: «Слава Тебе, Господи», – и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая-то поднимется в душе – говори: «Спаси, Господи, погибаю». Находит тьма помышлений смутительных – взывай: «Изведи из темницы душу мою». Предстоят неправые дела, и грех влечет к ним – молись: «Настави мя, Господи, на путь» или «Не даждь во смятение ноги моея». Грехи подавляют и влекут к отчаянию – возопи мытаревым гласом: «Боже, милостив буди мне грешному». Так и в каждом случае. Или просто почаще говори: «Господи, помилуй; Владычице Богородице, помилуй мя; Ангеле Божий, хранителю мой святый, защити мя». Или другим каким-либо словом взывай. Только насколько можно чаще делай эти воззвания, всячески стараясь, чтобы они из сердца исходили, как бы выжатые из него. Когда будем так делать,  частые будут у нас совершаться к Богу восхождения из сердца, частые к Богу обращения, частая молитва, а это учащение привьет навык умного собеседования с Богом.

Но чтобы душа стала так взывать, надо прежде заставить ее все обращать во славу Божию – всякое свое дело, большое и малое. И это есть второй способ, как научить душу чаще днем обращаться к Богу…

Но чтобы и это, то есть делание всего во славу Божию, душа исполняла как должно, надо настроить ее на это с раннего утра, –  с самого начала дня, прежде чем изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера (Пс. 103, 23). Настроение такое производится богомыслием. И это есть третий способ обучения души частому обращению к Богу…

Итак, вот три способа, как, кроме молитвенного правила, научить душу молитвенно возноситься к Богу: посвящать утром немного времени богомыслию, всякое дело обращать во славу Божию и часто обращаться к Богу с краткими воззваниями…

Эти три способа – богомыслие, творение всего во славу Божию и частые воззвания – самые действенные орудия умной и сердечной молитвы. Всякое из них возносит душу к Богу…»

Использованы материалы:

  1. Святитель Феофан Затворник. «Четыре слова о молитве». М. ООО «Духовное преображение», 2020. 
  2. Икона XV века «Введение Пресвятой Богородицы во Храм», Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (фотография из Интернета).

ФОТОГРАФИИ  ИЗ ХРАМА