Введение

По стилю росписей интерьеров храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье делится на две части. Северный и южный приделы Храма расписаны знаменитыми палехскими мастерами братьями Белоусовыми, предположительно во второй половине XIX века. Центральная часть Храма и высокая двухсветная ротонда расписаны в XIX веке в стиле реализма лучшими мастерами того времени.

После закрытия храма в 1929 году сильнее всего пострадала масляная живопись в ротонде, где произошел пожар, а затем были устроены междуэтажные перекрытия, разбившие пространство ротонды на три этажа. По всей видимости, пожар в храме произошел вскоре после его закрытия, еще до устройства перекрытий.  При пожаре живопись в нижнем ярусе ротонды и на сводах главного алтаря выгорела практически до основания. В куполе ротонды красочный слой сильно пострадал, но частично сохранился.

Живопись в южном и северном приделах храма, покрытая многочисленными слоями масляных и нитроэмалевых покрасок с промежуточными слоями шпатлевок, уцелела, хоть и с большими утратами. Во многих местах уникальная живопись была полностью уничтожена — сбита со стен вместе со штукатуркой.

В 1993г. здание храма было передано Московскому Патриархату в лице Прихода Храма Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Постановление Правительства Москвы №167 от 02.03.93г). 12 июля 1994 года, после долгих арбитражных судов с Кооперативом «Арт  Модерн», церковная община наконец-то смогла войти в храм. С тех пор стали совершаться  богослужения в южном приделе и началось восстановление храма.

На первом этапе Приходу необходимо было отреставрировать фасады, восстановить завершение ротонды – главу храма и верхние ярусы колокольни, установить кресты, повесить колокола. Когда основная часть внешних работ была сделана, художники-реставраторы приступили к воссозданию внутренних интерьеров.

В 2001 году начались работы по реставрации и воссозданию монументальной живописи в ротонде. Сначала работы велись в куполе и в верхнем ярусе ротонды. В 2004 году, после разборки междуэтажных перекрытий (2003г.) и проведения работ по восстановлению кирпичной кладки в местах пробитых проемов, начались работы по воссозданию утраченной живописи и лепного декора в нижнем ярусе ротонды.  Через несколько лет началось воссоздание живописи в приделах. В настоящее время уникальные палехские росписи частично восстановлены, но дело движется медленно, так как стоимость реставрационных работ очень велика. Большой объем росписей все еще находится под слоями краски, часть росписей расчищена и ждет реставрации.