Верхний ярус Ротонды. Простенки между окнами

В 2001 году, на момент начала реставрационных работ, простенки между окнами верхнего яруса ротонды были выкрашены синтетической краской белого цвета. Чтобы оценить наличие и степень сохранности авторской живописи, сначала делались пробные раскрытия.

В итоге пробных раскрытий под многочисленными слоями покрасок и шпатлевок обнаружился слой авторской живописи очень плохой сохранности (процент утрат более 70%), не подлежащий реставрации. Поэтому росписи в простенках делались заново по эскизам, утвержденным специалистами Главного Управления охраны памятников г.Москвы.

Как рождались идеи и создавались росписи

В процессе работы под куполом ротонды художникам стало ясно, что если интерпретировать роспись купола как изображение Второго Пришествия, то живопись в расположенных ниже межоконных промежутках размерами 4,5х1,9м может изображать пророков Второго Пришествия. Центральная часть стены на этом уровне размером 4,5х6,0м, расположенная над иконостасом, могла бы содержать традиционное изображение Богородицы «Оранта Великая Панагия» с коленопреклоненными ангелами. Постепенно все участники творческого процесса пришли к этому пониманию, и наступила стадия изготовления эскизов.

Для определения пророков Второго Пришествия использовались известные ссылки на параллельные места Библии в примечаниях к главе 24 Евангелия от Матфея (1). Это пять ветхозаветных пророков (Исаия, Даниил, Иезекииль, Иоиль и Захария Серповидец) и Иоанн Богослов (как соавтор Откровения). Такое число пророков точно соответствовало числу узких межоконных промежутков в верхнем ярусе ротонды.

В процессе работы над эскизами фигур пророков художникам пришлось скорректировать некоторые моменты. В канонических изображениях ветхозаветных пророков в текстах свитков используются цитаты, относящиеся к Первому Пришествию. Поэтому для текстов в свитках были выбраны другие изречения пророков, соответствующие как указанным параллельным местам Библии, так и контексту замысла всей композиции. Грамматические особенности этих церковнославянских текстов не соответствуют Библии 1900 года (1), поскольку они были взяты из гораздо более раннего источника (разрозненные части Ветхого Завета конца 18 века, судя по качеству бумаги).

Кроме того, в канонических изображениях пророк Даниил выглядит безбородым юношей, тогда как во время пророчества Второго Пришествия был уже первый год правления Валтасара (Библия, книга пророка Даниила, гл.7). Даниил к тому времени был известным и уважаемым царедворцем в Вавилоне, и при знаменитом культе бороды в вавилонском царстве было бы трудно представить его в это время безбородым. Поэтому в ротонде Иверского храма художники изобразили пророка Даниила  с бородой.

В размещении фигур пророков, в компоновке их движений и выражений, художниками были учтены необходимые назидательность и образовательная роль церковных изображений, о которых напоминали издревле церковные учителя (2). Пророки расположены в порядке обратно хронологическом, ветхозаветные пророки ненавязчиво выделены в отдельную группу направлением движения пророка Захарии.

Технология работ

Для воссоздания утраченной живописи в простенках на подготовленную поверхность стены, зашкуренную и загрунтованную, наносился рисунок точно по сетке, расчерченной при помощи угольного карандаша. После точного  воспроизведения рисунка, живописное раскрытие фона и фигур сначала выполнялось более ярким, сочным цветом, а затем более усложненным и сгармонированным.

 

(1) Библия. Санкт-Петербург, Синодальная типография, 1900г.

(2) Св.Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Санкт-Петербург, 1894г, с.237

 

Текст составлен на основе:

  1. Описаний художника-реставратора Курко О.В.
  2. Заключений и методик художника-реставратора 1-ой категории Потапчука В.К.

Для иллюстрации использованы фотографии художников-реставраторов.

 

Фигуры пророков (эскизы, рисунки)

Фигуры пророков (фрагменты)

Фигуры пророков (общий вид)

«Оранта Великая Панагия» и ангелы

Общий вид росписи купола и верхнего яруса ротонды после реставрации