Нижний ярус ротонды. Своды конхи главного алтаря

Главный алтарь Иверского храма снаружи представляет собой полукруглую граненую абсиду*, а внутри – восьмерик** в плане, присоединяющийся посредством арки к ротонде. На восточном склоне конхи*** алтаря, по форме напоминающем треугольник, расположена композиция Новозаветной Троицы – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой в образе Голубя.

Иверский храм. Ротонда. Своды конхи главного алтаря после реставрации

Живопись в конхе очень сильно пострадала от пожара, случившегося после закрытия Храма в 1929 году. При тушении пожара живописный слой частично отслоился вместе с поздней покраской и был смыт водой, частично спекся с верхним слоем так прочно, что расслоить их практически не представлялось возможным.

В сводах конхи сохранились лишь небольшие фрагменты изображения Святой Троицы, эти фрагменты свидетельствовали о высоком профессионализме художников XIX века — исполнителей живописной композиции. Красочный слой заканчивался у пяты сводов конхи.

Сохранившийся фрагмент изображения Святой Троицы в сводах конхи

Иверский храм. Начало реставрации. Остатки живописи в конхе алтаря.

Вид на главный алтарь в начале реставрации (конец 2003г.)

Иверский храм. Низ ротонды. Своды конхи. Начало реставрации
Начало реставрации. Своды конхи главного алтаря

Художники-реставраторы произвели раскрытие сохранившейся с утратами живописи и подготовили эскизное предложение по реставрации с фрагментарной реконструкцией композиции «Господь Саваоф». В 2004 году, после утверждения эскиза росписи алтаря специалистами Главного Управления охраны памятников города Москвы, начались работы по воссозданию живописи в сводах конхи.

Были выполнены следующие работы: укрепление красочного слоя, удаление поверхностных загрязнений и сгрибившейся поздней покраски, подведение реставрационного грунта в местах утрат, частичная реконструкция утраченных фрагментов росписи, а также дописывание недостающих частей композиции в соответствии с утвержденным эскизом.

Словарик архитектурных терминов

*Апси́да (от древне-греческого ἁψίς, ἁψῖδος —свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. (Википедия)

** Восьмери́к (в архитектуре) — восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть. (Википедия)

 ***Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины. (azbyka.ru, Словарь храмовой архитектуры)

Эскизы воссоздания живописи

Иверский храм. Ротонда. Эскизы воссоздания живописи сводов конхи главного алтаря. Рисунок 1

Иверский храм. Ротонда. Эскизы воссоздания живописи сводов конхи главного алтаря. Рисунок 2

Этапы реставрации и реконструкции живописи

Иверский храм. Ротонда. Этапы реставрации живописи сводов конхи главного алтаря. Фото 14

Иверский храм. Ротонда. Этапы реставрации живописи сводов конхи главного алтаря. Фото 15. Дата съемки 25.05.2004

Использованы материалы:

  1. Документы Главного управления охраны памятников г.Москвы (Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г.Москвы).
  2. Заключение художника-реставратора 1-ой категории Потапчука В.К., составленное по результатам исследований, проведенных в интерьерах ротонды и главного алтаря Храма.
  3. Фотографии художников-реставраторов из архива Храма.