Главный алтарь Иверского храма снаружи представляет собой полукруглую граненую абсиду*, а внутри – восьмерик** в плане, присоединяющийся посредством арки к ротонде. На восточном склоне конхи*** алтаря, по форме напоминающем треугольник, расположена композиция Новозаветной Троицы – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой в образе Голубя.
Живопись в конхе очень сильно пострадала от пожара, случившегося после закрытия Храма в 1929 году. При тушении пожара живописный слой частично отслоился вместе с поздней покраской и был смыт водой, частично спекся с верхним слоем так прочно, что расслоить их практически не представлялось возможным.
В сводах конхи сохранились лишь небольшие фрагменты изображения Святой Троицы, эти фрагменты свидетельствовали о высоком профессионализме художников XIX века — исполнителей живописной композиции. Красочный слой заканчивался у пяты сводов конхи.
Сохранившийся фрагмент изображения Святой Троицы в сводах конхи
Вид на главный алтарь в начале реставрации (конец 2003г.)

Художники-реставраторы произвели раскрытие сохранившейся с утратами живописи и подготовили эскизное предложение по реставрации с фрагментарной реконструкцией композиции «Господь Саваоф». В 2004 году, после утверждения эскиза росписи алтаря специалистами Главного Управления охраны памятников города Москвы, начались работы по воссозданию живописи в сводах конхи.
Были выполнены следующие работы: укрепление красочного слоя, удаление поверхностных загрязнений и сгрибившейся поздней покраски, подведение реставрационного грунта в местах утрат, частичная реконструкция утраченных фрагментов росписи, а также дописывание недостающих частей композиции в соответствии с утвержденным эскизом.
Словарик архитектурных терминов
*Апси́да (от древне-греческого ἁψίς, ἁψῖδος —свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. (Википедия)
** Восьмери́к (в архитектуре) — восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть. (Википедия)
***Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины. (azbyka.ru, Словарь храмовой архитектуры)
Эскизы воссоздания живописи
Этапы реставрации и реконструкции живописи
Использованы материалы:
- Документы Главного управления охраны памятников г.Москвы (Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г.Москвы).
- Заключение художника-реставратора 1-ой категории Потапчука В.К., составленное по результатам исследований, проведенных в интерьерах ротонды и главного алтаря Храма.
- Фотографии художников-реставраторов из архива Храма.