Нижний ярус ротонды. Росписи главного алтаря

В начале 2004 года, после разборки междуэтажных перекрытий, в ротонде проводились ремонтные работы, необходимо было подготовить стены ротонды и главного алтаря для воссоздания росписей. Одновременно художники-реставраторы занимались реконструкцией изображения Святой Троицы в сводах алтарной конхи по сохранившимся фрагментам.

 

Иверский храм. Ротонда. Конха главного алтаря в процессе ремонтных работ. Фото 1
Конха главного алтаря в процессе ремонтных работ

 

Стены алтаря и откосы окон были выкрашены белой краской. Под белой краской было обнаружено около восьми слоев разновременной покраски — в основном зеленых, серых и бежевых оттенков. Следов живописи не было обнаружено.

В верхней части стен, у пяты сводов* конхи, был обнаружен рисованный карниз по периметру алтаря, отделяющий плоскости стен от сферических сводов конхи.  Карниз, выполненный в технике гризайль**, переходил на плоскость арки и соединялся с лепным карнизом, находящимся на овальных стенах ротонды.

После утверждения в феврале 2004г эскиза воссоздания росписей алтарной части художники-реставраторы приступили к работе.

 

Иверский храм. Ротонда. Эскиз проекта росписи алтаря. Январь 2004. Фото 2

 

В восточной части главного алтаря, справа и слева от Запрестольного Образа Спасителя, художники изобразили фигуры ангелов. Запрестольный Образ Спасителя первоначально был выполнен на керамической плитке. Позднее этот Образ был перенесен из алтаря в нишу, расположенную на восточном фасаде алтарной конхи, а для главного алтаря был написан новый Запрестольный Образ.

На боковых плоскостях восточной арки, соединяющей алтарную конху с ротондой, художники изобразили святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Многочисленные изображения херувимов и серафимов, небесно-голубой фон и орнамент в технике «гризайль» дополнили общую картину росписей главного алтаря.

 

Словарик архитектурных терминов

* Пята свода — нижняя часть арки, свода, опирающаяся на стену или столб; или же верхний камень опоры, на котором покоится арка или свод. (Википедия) 

**Гризайль (фр. Grisaille от gris -серый) — вид живописи, выполняемой тоновыми градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. (Википедия)

Иными словами, гризайль — это техника росписи под лепнину.

 

Начало воссоздания росписей в главном алтаре

Иверский храм. Ротонда. Реставрация фигур ангелов. Фото 3

 

Работа над созданием фигур ангелов,

расположенных справа и слева

от Запрестольного Образа Спасителя

 

Иверский храм. Ротонда. Реставрация фигур ангелов. Фото 16

Иверский храм. Ротонда. Реставрация фигур ангелов. Фото 17

 

Работа над созданием образов

святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого,

расположенных на боковых плоскостях восточной арки.

 

Виды главного алтаря после реставрации

Иверский храм. Ротонда. Виды главного алтаря после реставрации. Фото 28

Иверский храм. Ротонда. Виды главного алтаря после реставрации. Фото 29

 

Запрестольный Образ Спасителя, выполненный

на керамической плитке

Иверский храм. Ротонда. Запрестольный Образ Спасителя, выполненный на керамической плитке. Фото 30

 

Работа над созданием нового Запрестольного Образа Спасителя

Иверский храм. Ротонда. Работа над созданием нового Запрестольного Образа Спасителя. Фото 33

 

Запрестольный Образ Спасителя установлен

Иверский храм. Ротонда. Запрестольный Образ Спасителя установлен. Фото 34

 

Главный алтарь (современный вид)

Иверский храм. Ротонда. Главный алтарь (современный вид). Фото 35

 

Использованы материалы:

  1. Документы Главного управления охраны памятников г.Москвы (Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г.Москвы).
  2. Заключение художника-реставратора 1-ой категории Потапчука В.К., составленное по результатам исследований, проведенных в интерьерах ротонды и главного алтаря Храма (от 20 декабря 2003г).
  3. Фотографии художников-реставраторов из архива Иверского Храма.