В начале 2004 года, после разборки междуэтажных перекрытий, в ротонде проводились ремонтные работы, необходимо было подготовить стены ротонды и главного алтаря для воссоздания росписей. Одновременно художники-реставраторы занимались реконструкцией изображения Святой Троицы в сводах алтарной конхи по сохранившимся фрагментам.

Стены алтаря и откосы окон были выкрашены белой краской. Под белой краской было обнаружено около восьми слоев разновременной покраски — в основном зеленых, серых и бежевых оттенков. Следов живописи не было обнаружено.
В верхней части стен, у пяты сводов* конхи, был обнаружен рисованный карниз по периметру алтаря, отделяющий плоскости стен от сферических сводов конхи. Карниз, выполненный в технике гризайль**, переходил на плоскость арки и соединялся с лепным карнизом, находящимся на овальных стенах ротонды.
После утверждения в феврале 2004г эскиза воссоздания росписей алтарной части художники-реставраторы приступили к работе.
В восточной части главного алтаря, справа и слева от Запрестольного Образа Спасителя, художники изобразили фигуры ангелов. Запрестольный Образ Спасителя первоначально был выполнен на керамической плитке. Позднее этот Образ был перенесен из алтаря в нишу, расположенную на восточном фасаде алтарной конхи, а для главного алтаря был написан новый Запрестольный Образ.
На боковых плоскостях восточной арки, соединяющей алтарную конху с ротондой, художники изобразили святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Многочисленные изображения херувимов и серафимов, небесно-голубой фон и орнамент в технике «гризайль» дополнили общую картину росписей главного алтаря.
Словарик архитектурных терминов
* Пята свода — нижняя часть арки, свода, опирающаяся на стену или столб; или же верхний камень опоры, на котором покоится арка или свод. (Википедия)
**Гризайль (фр. Grisaille от gris -серый) — вид живописи, выполняемой тоновыми градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. (Википедия)
Иными словами, гризайль — это техника росписи под лепнину.
Начало воссоздания росписей в главном алтаре
Работа над созданием фигур ангелов,
расположенных справа и слева
от Запрестольного Образа Спасителя
Работа над созданием образов
святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого,
расположенных на боковых плоскостях восточной арки.
Виды главного алтаря после реставрации
Запрестольный Образ Спасителя, выполненный
на керамической плитке
Работа над созданием нового Запрестольного Образа Спасителя
Запрестольный Образ Спасителя установлен
Главный алтарь (современный вид)
Использованы материалы:
- Документы Главного управления охраны памятников г.Москвы (Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г.Москвы).
- Заключение художника-реставратора 1-ой категории Потапчука В.К., составленное по результатам исследований, проведенных в интерьерах ротонды и главного алтаря Храма (от 20 декабря 2003г).
- Фотографии художников-реставраторов из архива Иверского Храма.