Воссоздание живописи в куполе ротонды

Монументальная живопись конца XIX века в куполе ротонды выполнена в масляной технике. Красочный слой положен на красный армянский болюс, в свою очередь нанесенный на слой масляно-клеевой шпатлевки.

Сюжет на сводах купола традиционный для крестово-купольных храмов того времени – семь фигур Архангелов и центральная фигура Христа Вседержителя на восточном склоне. Изображение Спасителя выделяется размерами и находится в окружении Евангельских символов – Льва, Тельца, Орла и Ангела. Под фигурами Архангелов, по всей окружности купола ротонды, на фоне сине-зеленого неба нанесены разновеликие звезды из сусального золота.

Состояние живописи в начале реставрации

В 2001 году, в начале реставрационных работ, живопись в куполе ротонды находилась в очень плохом состоянии.

Согласно заключению специалистов Главного управления охраны памятников г.Москвы: «Состояние росписи купола, выполненной в технике масляной живописи, АВАРИЙНОЕ. Живопись отслаивается, красочный слой поврежден, на поверхности осыпи, трещины, на отдельных участках значительные утраты красочного слоя. В местах протечек высолы и черная плесень» (1).

Для воссоздания росписи в куполе требовалось провести «полный комплекс консервационно-реставрационных работ с реконструкцией утраченных участков» (1).

Вся живопись в куполе ротонды была покрыта плотным «седым» налетом лака, фигуры Архангелов угадывались лишь по очертаниям. Только после проведения операции по удалению засмолившейся копоти и разложившегося помутневшего лака открылось взору все богатство живописной палитры. Фигуры Архангелов и Христа Вседержителя написаны в нежных пастельных тонах на светло-бежевом небесном фоне. Книзу фона приобретают более реалистичный колорит и становятся сине-зелеными, но все тех же пастельных оттенков.

Важной чертой росписей центрального придела Иверского храма, в том числе и купола ротонды, является использование некоторых сюжетов из Храма Христа Спасителя. Причем сюжеты эти не скопированы, но творчески преображены на уровне мастерства, характерного  для лучших художников XIX века.

Было обнаружено, что образ Христа Вседержителя в центре композиции купола в деталях повторяет Местный образ Христа в иконостасе главного придела Храма Христа Спасителя, написанный профессором Т.Неффом*. Только на иконе Христос изображен на троне, а в куполе ротонды Иверского храма — восседает на «облацех небесных» в окружении символов Евангелистов (2).

Из фигур символов Евангелистов наиболее уцелели крылатый Телец и Ангел (примерно на 60%). Изображения крылатого Льва и Орла не сохранились: c трудом угадывалась верхняя челюсть крылатого Льва под Тельцом,  на наличие Орла указывали лишь остатки оперения под ногой Христа.

У фигур семи Архангелов (примерно 2,5 м высотой) значительные утраты составляли примерно 20-30% изображения, наибольшие потери были ниже колен. У подножия сводов ротонды, на высоте 1,5-2м (ниже уровня босых ступней Архангелов) живопись была утрачена полностью вместе с левкасом, причем утрачены были не только фона, но и стопы ног некоторых Архангелов.

Работы по реставрации живописи на сводах ротонды включали в себя следующие операции: расчистка масляной живописи из-под побелок и помутневшего лака, укрепление грунта и красочного слоя, подведение реставрационного грунта в местах утрат, тонирование и воссоздание живописи, покрытие защитным лаком.

Основная проблема, с которой столкнулись реставраторы в процессе укрепления оставшейся живописи, это размягчение красочного слоя и левкаса. Дело в том, что большая часть живописи от воздействия высокой температуры во время пожара и резкого охлаждения водой в процессе его тушения покрылась мелкой сеткой кракелюра**. Красочный слой вместе с левкасом потрескался и отслоился от основания. В результате вся живописная поверхность на высоте 2-3 метра от карниза превратилась в мелкие жесткие чешуйки прямоугольной формы размером не более 1 кв.см. Работать с такой поверхностью необходимо было предельно осторожно, так как при малейшем неосторожном движении жесткие чешуйки левкаса теряли связь с основанием и осыпались.

Для того, чтобы уложить чешуйки на место без потерь, предварительно их надо было размягчать специальным раствором, состав которого подбирался опытным путем. Раствор наносился на живописную поверхность пульверизатором и спустя 2-3 минуты обрабатывался акриловой эмульсией. Через 3-5 минут красочный слой вместе с левкасом легко укладывался второпластовым шпателем на основание. После укладки кракелюра эмульсия наносилась повторно, и спустя 8-10 минут клеящий состав удалялся с поверхности живописи влажным ватным тампоном. Сразу же после удаления излишков эмульсии проводилась операция по удалению засмолившейся копоти и разложившегося помутневшего лака.

Живописное восстановление композиции купола ротонды состояло из операций: тонировки мелких утрат в живописи фигур, градиентного заполнения фона купола матовыми колерами, создания эскизов и дописывания недостающих частей композиции, свободного расписывания облаков под фигурами и покрытия фигур восковым защитным лаком.

Поскольку реставрационные работы в куполе проводились летом, в самую жару, то основным творческим методом написания облаков была следующая процедура. Спускаясь время от времени из удушливого подкупольного пространства на более прохладный уровень больших окон ротонды, художник выискивал взглядом наилучшие образцы в бесконечной галерее созданных Богом облаков, находящихся в нужном световом ракурсе, и затем пытался воспроизвести их по памяти, когда поднимался обратно. Этот метод индуцирует подсознательное восприятие огромных размеров фигур на облаках, поскольку облака с такими масштабами неоднородности имели бы размер порядка 1 км.

 

*Тимофей Андреевич Нефф (Тимолеон Карл фон Нефф,  нем. Carl Timoleon von Neff; 2(14) октября 1805, Пюсси, Эстляндская губерния – 24 декабря 1876г. (5 января 1877г.), Санкт-Петербург) — исторический и портретный живописец, представитель академизма, академик Императорской Академии художеств, тайный советник (Википедия).

**Кракелю́р (фр.craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописии любом другом лакокрасочном покрытии (например, на старинных автомобилях) (Википедия).

(1) Управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г.Москвы. «Плановое (реставрационное) задание на ведение реставрационных работ на произведениях и монументальной живописи – памятниках истории и культуры».

(2) Храм Христа Спасителя в Москве. М., «Планета», 1992г.

 

Текст составлен на основе:

  1. Заключений и методик по реставрации живописи в Иверском Храме художника-реставратора 1-ой категории В.К.Потапчука.
  2. Описаний реставрационных работ, составленных художником-реставратором О.В.Курко.
  3. Документов Главного управления охраны памятников г.Москвы (Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г.Москвы), касающихся реставрации Иверского Храма.

Для иллюстрации использованы фотографии художников-реставраторов.

Фрагменты росписи купола до и после реставрации

Иверский храм. Реставрация живописи. Ротонда. Купол до реставрации. Фото 1

 

Господь Вседержитель и Архангелы после реставрации

Общий вид росписи купола после реставрации

Рабочие материалы