Нижний ярус ротонды в начале реставрации

В 2003 году были разобраны междуэтажные перекрытия, устроенные в ротонде в 1930-е годы.

К этому времени работы по воссозданию живописи в куполе и в верхнем ярусе ротонды были уже завершены, и свежие росписи сильно контрастировали с разрухой в нижнем ярусе, который превратился в стройплощадку – в стенах зияли сквозные отверстия, торчали куски арматуры…

Художники-реставраторы раскрыли сохранившиеся фрагменты живописи XIX века в сводах конхи* Главного алтаря,  на стенах нижнего яруса и на подпружных арках***.

К сожалению, из-за пожара, случившегося после закрытия храма, а также вследствие устройства междуэтажных перекрытий, сохранность масляной живописи XIX века в нижнем ярусе ротонды была очень мала, удалось раскрыть лишь небольшие фрагменты.

Прежде, чем приступать к работам по реставрации и реконструкции живописи в нижнем ярусе, необходимо было завершить строительные работы.

В алтаре надо было заложить кирпичом прорубленную для разводки отопления штробу в нижней части, подвести штукатурное основание в местах утрат и новых кирпичных закладок, отреставрировать пол.

В ротонде надо было настелить пол из гранитных плит, сделать вычинку кирпичной кладки, удалить остатки металлических деталей (крюки, костыли, «хвосты» металлических балок), заложить кирпичом гнезда от балок и прорубленных в кладке каналов, подвести штукатурное основание в местах утрат.

Также нужно было удалить позднюю штукатурку, разобрать лепные кронштейны и розетки, лепной карниз****. Стены Главного алтаря и ротонды необходимо было подготовить для воссоздания живописи.

Начались работы по подготовке к реконструкции лепного декора – лепщики проводили обследование, фиксацию и обмеры, с сохранившихся участков лепного декора снимались формы для создания моделей.

 

* Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины. (azbyka.ru, Словарь храмовой архитектуры)

Конха является элементом древневизантийской храмовой архитектуры.

** Абсида (апсида) — алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещается алтарь. (azbyka.ru, Словарь храмовой архитектуры)

*** Подпружная арка — вспомогательная арка, укрепляющая или поддерживающая Свод в различных типах сводчатых конструкций.

Разновидностями подпружных арок являются, например: 1) арки, укрепляющие цилиндрический свод — в виде утолщений свода, расположенных под его внутренней поверхностью; 2) арки под опорным кольцом купола, передающие вес купола, барабана и парусов на опорные столбы; 3) продольные и поперечные арки, выполняющие аналогичную роль в крестовом своде. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

**** Карниз (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям. (Википедия)

Использованы материалы:

  1. Документы Главного управления охраны памятников г.Москвы (Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г.Москвы).
  2. Фотографии художников-реставраторов.

Сохранившийся фрагмент живописи в конхе алтаря

Сохранившиеся фрагменты живописи на подпружных арках

Сохранившиеся фрагменты живописи на стенах ротонды

Сохранившиеся фрагменты лепного карниза

Нижний ярус ротонды в начале реставрации