Проповеди

Научимся радоваться!

 

r521Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сколько радости и сколько живой благодарности было вокруг Христа! Когда мы читаем Евангелие, мы на каждой странице, в каждой строчке видим, как изливаются на наш грешный, холодный, измученный мир Божия ласка, Божия любовь, Божия милость; как Бог, Христом, взыскует всех, у кого отяжелела душа, потемнела душа от греха, тех, которые не могут уже нести тяжести своей жизни — по болезни или по другой причине. Как только Христос входит в жизнь людей, эта жизнь начинает искриться радостью, новой надеждой, верой не только в Бога, а в самого себя, в человека, в жизнь. И как мы искажаем евангельскую проповедь и евангельское слово, когда мы превращаем свою жизнь в постоянное искание в себе самого темного, греховного, недостойного ни нас, ни людей, ни Бога, под предлогом, что этим мы стараемся стать достойными нашего Наставника и Спасителя…

Радость была печатью евангельской христианской общины, радость и благодарность, ликование о том, что Бог так возлюбил мир, что не только создал этот мир, но послал в этот мир Сына Своего Единородного — не судить, а спасти мир! Мы спасены, мир спасен Любовью Божией.

И это спасение мы должны сделать своим собственным достоянием через благодарность, которая бы выражалась не только в слове, не только в живом чувстве умиления, не только в слезах радости, но в такой жизни, которая могла бы — если можно так выразиться — утешить Отца о том, что Он предал Своего Сына на смерть ради нас, обрадовать Спасителя о том, что не напрасно Он жил, не напрасно учил, не напрасно страдал и не напрасно умер: что Его любовь пролилась в нашу жизнь, и что она составляет нашу надежду, и нашу радость, и наше ликование, и нашу уверенность в спасении…

Поэтому, подходя теперь к празднику Воплощения, Рождества Спасителя, будем учиться этой радости; взглянем на нашу жизнь по-новому; вспомним, сколько Господь излил в эту нашу жизнь милости, ласки, любви, сколько радости Он нам дал: телесной, душевной; сколько у нас друзей, вспомним тех, кто нас любит, родителей, которые нас хранят, если даже они покинули этот мир. Сколько нам дано земного, и как небесное вливается в нашу жизнь и делает землю уже началом неба, делает время уже началом вечности, делает нашу теперешнюю жизнь начатком жизни вечной… Научимся этой радости, потому что через очень короткое время мы будем стоять перед яслями, в которых лежит Господь; мы увидим, что такое Божия любовь — хрупкая, беззащитная, уязвимая, отдающая себя без границ, без сопротивления — только бы мы ее приняли и началась бы для нас новая жизнь, новая радость… Подумаем о любви Божией и о том, что никакая сила не может ее победить. Не напрасно говорил апостол Павел, что ничто не может нас вырвать из руки Божией, исторгнуть нас из Божественной любви. Научимся радоваться, и из глубин этой радости строить жизнь, которая была бы сплошной благодарностью, если нужно — крестной, но ликующей радостью. Аминь.

 

Митрополит Сурожский Антоний. Проповедь в неделю 29-ю по Пятидесятнице

18 декабря 1983 г.

При подготовке использованы материалы сайта www.mitras.ru (текст проповеди) и фотографии с «Яндекс.картинки».

 


 

Ответ книжнику о вечной жизни

 

r52_21Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Обращаясь к человеку, хотевшему достичь совершенства, Спаситель сказал: Следуй за Мной…

В то время эти слова были просты; они значили оставить все заботы — семью, работу, призвание, привычки — и пойти вместе со Христом по дорогам Святой земли, будучи свидетелем Его чудес, вслушиваясь в Его слова, делаясь до самых глубин Его учеником и ожидая того, что будет еще впереди, о чем никто не знал, кроме Сына Божия, пришедшего в мир, чтобы жизнь Свою отдать за этот мир.

Но когда эти слова обращены к нам — что они значат? Они не могут значить того физического, телесного следования за Христом по путям и дорогам; но Христос нас зовет за Собой, войти в вечную жизнь. Когда ученики Иоанна Крестителя поставили Христу вопрос: где Ты живешь? — Он ответил: придите и посмотрите… В земном смысле, Он жил в какой-то хижине неподалеку от Иордана; но в каком-то ином смысле, в том смысле, который покорил учеников раз и навсегда, Он, как говорится о Боге в Священном Писании, жил в свете неприступном, в глубинах Божества; в том свете, который озаряет всякого человека, вступающего в мир и грядущего в мир.

И  вот  Господь  нас  зовет  идти  за Собой  в эти  глу-бины  богопознания,  в эти  глубины вечности  и  жизни.

Он Сам нам сказал: жизнь вечная в том, чтобы познать Бога и Сына Его Иисуса Христа, жизнь в том, чтобы так с Ним соединиться, так неразлучно, так глубоко с Ним срастись, стать одно, чтобы мы могли сказать: моя жизнь — Христос; Его учение, Его пути, Его мысли и Его чувства, Его воля и Его судьба — мои, я их принимаю на себя, как крест, как Воскресение, как смерть и как жизнь, и как путь.

r52_22Вот что значит следовать за Христом теперь: вслушаться в Его Божественное слово, которое очерчивает, указывает нам путь жизни; и на этом пути, во всем, сколько у нас есть сил  — но изо всех наших сил — быть учениками Христа. Но для этого, как и в древности, надо освободиться от всего, что иначе делает нас рабами, связывает, не пускает в вечную жизнь. Об этом каждый из нас должен подумать про себя, потому что у каждого из нас есть нечто, что он — хотя не на словах, хотя не сознавая, может быть, того, — предпочитает Богу. Для этого надо глубоко всмотреться в себя и поставить перед собой вопрос: вот, если бы теперь встал передо мной Спаситель и сказал: оставь это, это единственная твоя преграда между тобой и вечной жизнью — что бы мы на это ответили? Оставили бы — или сказали бы: „Не могу, Господи, прости!»?

Вот об этом нам надо подумать, потому что мы все призваны следовать за Христом во славу вечной жизни;  это наше призвание: воскреснуть духом, прежде чем в свое время мы воскреснем телом, и войти в тайну Божества, познать Бога, как говорит апостол Павел, подобно тому, как мы сами Им познаны, поклониться Ему всей жизнью, всем духом, всей истиной своей.  Аминь.

 

Митрополит Сурожский Антоний.

Проповедь в неделю 30-ю по Пятидесятнице

1983 г.

 

При подготовке использованы материалы сайта www.mitras.ru (текст проповеди) и фотографии с «Яндекс.картинки».

 


Бог истинный и равночестный Отцу … вочеловечился

 

Ныне Он Человек…

В начале был Он без причины; ибо что может быть причиною Бога? Но впоследствии начал бытие по причине, и причиною было — спасти тебя…

Божество… приняло на Себя твою грубость; и дольний человек стал Богом, после того как соединился с Богом и стал с Ним едино;… дабы и мне быть богом, поскольку Он стал человеком.

Он родился; но и прежде был рожден, — родился от жены, но и от Девы, — родился человечески, рожден Божески; здесь без отца, но и там без матери; а все это есть знак Божества.

Он носим был во чреве, но узнан Пророком, который сам был еще во чреве, и взыгрался пред Словом, для Которого получил бытие [Лк. 1, 44].

Он повит был пеленами; но воскресши сложил с Себя гробные пелены.

Положен был в яслях; но прославлен Ангелами, указан звездою, почтен поклонением от волхвов…

Он крещен как человек; но разрешил грехи как Бог; крещен не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтоб освятить воды.

Он был искушаем как человек; но победил как Бог, но повелевает дерзать, как Победивший мир [Ин. 16, 23].

Алкал; но напитал тысячи, но Сам есть хлеб животный и небесный [Ин. 6, 33, 35].

Жаждал; но и возгласил: аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и да пиет, но и обещал, что верующие источат воды живые [Ин. 7, 39].

Утруждался; но Сам есть упокоение труждающихся и обремененных [Мф. 11, 28].

Его отягощал сон; но Он легок на море, но Он запрещает ветрам, но Он подъемлет утопающего Петра…

Он молится; но и внемлет молитвам.

Плачет; но и прекращает плачь.

Спрашивает, где положен Лазарь, потому что был человек; но и воскрешает Лазаря, потому что был Бог.

Он продается, и за самую низкую цену — за тридцать сребреников; но искупает мир, и высокою ценою — собственною Своею кровию…

Был мучен и язвен [Ис. 59, 5]; но исцеляет всяк недуг и всяку язю [Мф. 4, 23].

Возносится на древо и пригвождается; но восстанавливает нас древом жизни, но спасает распятого с Ним разбойника…

Напоевается оцтом, вкушает желчь; но кто же Он? — Претворивший воду в вино, Истребитель горького вкушения, сладость и весь желание [Песн. 5, 16].

Предает душу; но область имать паки прияти ю [Ин. 10, 18]; но раздирается завеса, потому что горнее делается открытым; но расседаются камни, но восстают мертвые.

Умирает; но животворит и разрушает смертью смерть.

Погребается; но восстает.

Нисходит в ад; но возводит из него души, но восходит в небеса; но приидет судить живых и мертвых!

Сыну дается наименование раба, благослужаща многим [Ис. 53, 11], и Ему велие есть еже назватися рабом Божиим [Ис. 49, 6].

Ибо действительно, для нашего освобождения послужил Он плоти, рождению, немощам нашим и всему, чем спас содержимых под грехом. А для низости человека, что выше того, как соединиться с Богом, и чрез такое соединение стать Богом, … чтоб и раждаемое свято нареклось Сыном Вышнего  [Лк. 1, 35],и … чтоб всякое колено поклонилось [Флп. 2, 9, 10] Истощившему Себя за нас, и Срастворившему образ Божий с видом рабачтоб разумел весь дом Израилев, яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть [Деян. 2, 36] .

Ибо сие было, как по действию Рожденного, так и по благоволению Родителя.

 

 

Святитель Григорий Богослов

Из Слов 29-го и 30-го

(О богословии: о Боге Сыне первое и второе)



 

О возвращении к Отцу

«…(Крещением) мы получили от благодати не столько, сколько нам было нужно для освобождения от греха, но гораздо больше. Ведь мы…были возрождены свыше,.. были освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались брать­ями Единородного, стали Его сонаследниками, вошли в состав Его плоти и соединились с Ним (в Церкви) так, как тело с главою…
Грех лишает нас настоящей жизни, а явившаяся благодать даро­вала нам не только настоящую, но и бессмертную и вечную жизнь. Виновником же всего этого был для нас Христос…
То, что в крещении погребены прежние наши грехи, составляет Христов дар, а пребывание после крещения мертвыми для греха — это должно быть делом собственного нашего попечения, хотя и здесь всего более помогает нам Бог. Что же значит — сделаться мертвым для греха? Ни в чем более не слушаться греха: что бы он ни прика­зывал нам — оставаться неподвижно, подобно мертвецу.
Грех умерщвлен, а праведность воскресла, ветхая жизнь упразд­нилась, а начата жизнь новая и евангельская. А всякий раз, как слышишь о новой жизни, разумей великую перемену и большое превращение. Но мне остается плакать и тяжко воздыхать, когда пред­ставлю, какой беспечности мы предали себя: чрез десять или двадцать дней по принятии крещения мы уже… снова беремся за прежние дела, уготовляя себе прежнюю старость от грехов. Ведь служение гнусным страстям и всякий вообще грех обыкновенно делают старым всякого совершаю­щего их, а ветхое и состарившееся близко к разрушению.
Душа от грехов впадает в болтливость, говорит невнятно, как старики или безумные, страдает притуплением внешних чувств… становится отвратительною для людей и вполне пригодной для диавола. Таковы души грешников. Но не таковы души праведников, а юны и бодры, пребывают всегда в полном расцвете возраста, всегда готовы ко всякой борьбе и брани.
Итак, оставим грех, чтобы скорее возвратиться под отеческий кров. Отец любвеобилен и еще больше полюбит нас кающихся, чем угождавших Ему, так как и блудного сына отец удостоил тогда большой чести и сам, нашедши сына, обрадовался в большей мере. [Лк. 15.32]
Но как мне возвратиться? — говоришь ты. Положи только начало дела, и все уже сделано. Как и с больными и то уже составляет начало улучшения, если не делается им хуже, то же бывает и в отношении к злу: не иди далее, и порочные дела придут у тебя к концу. Если ты будешь так поступать в продолжение двух дней, то на третий тебе будет легче воздержаться, а к трем дням ты потом приложишь десять, после — двадцать, потом — сто, потом — и целую жизнь. Чем далее станешь подвигаться вперед, тем легче будет казаться твой путь; наконец, достигнешь самой вершины и тогда сразу насладишься многими благами. Ведь Бог не столько радуется, когда Его называют Владыкою, сколько тогда, когда Его называют Отцем, не столько тогда, когда Он приобретает раба, сколько тогда, когда приобретает сына, и Ему более угодно иметь сына, чем раба. Все, что Он ни делал, Он делал для этого именно, и не пощадил Единородного Своего, чтобы мы получили усыновление, чтобы мы любили Его не только как Владыку, но и как Отца,… хотя не имеет нужды ни в чем нашем.
Итак, когда мы станем стремиться к величайшим венцам, то не будем считать для себя обременительным и неприятным ни опасности за Него, ни бедность, ни болезнь, ни поругание, ни клевету, ни самую смерть, всякий раз как терпим это за Него.
Если будем бодрствовать, из всего этого получим величайшую пользу… Смотри же: вредит ли кто-нибудь тебе и враждует? Он учит тебя бодрствовать и доставляет тебе случай сделаться подобным Богу.
Итак, если мы заботливы, то и от неприятного получаем Пользу, а если беспечны, то и от полезного не делаемся лучшими. Потому, оставив все, должно обратить внимание только на то единственно, чтобы нам благоустроить себя самих; если мы сделаем это, то и сам диавол никогда не в состоянии будет одолеть нас, а принесет нам еще большую пользу, научив нас бодрствовать».             

Святитель Иоанн Златоуст
Беседы на послание к Римлянам
Отрывок из Беседы X