Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Праздники недели

Вторник Авг 20, 2019

19 августа — ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Праздник установлен в память Преображения – явления Божественного величия и славы Господа Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор. Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная Церковь перенесла празднование на 19 августа (6 августа по старому стилю) для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. При этом на 40-й день после Преображения, 27 сентября, всегда празднуется Воздвижение, когда Церковь поклоняется Кресту Христову и вспоминает распятие Господне.

Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий (от Матфея, Марка и Луки), причем описания эти очень похожи. В последний год Своего общественного служения, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:22). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в которую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).

Спустя шесть дней после этой беседы Господь взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Евангелист Марк уточняет, что даже одежды Спасителя стали весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Увидев это, пораженный и испуганный Петр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи (куща – шатер, палатка из ветвей деревьев): Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9).

Событие Преображения в восточно-христианской традиции рассматривается как явление нетварного Божественного света, как свидетельство того обожения человеческого естества, которое произошло в лице Христа благодаря соединению Его Божественной природы с человеческой. Преобразившись перед тремя учениками, Спаситель приоткрыл им Свое Божественное естество, а вместе с тем и ту будущую славу, которая ожидает праведников в Царстве Небесном. Обожение распространяется на всех людей, поскольку благодаря Боговоплощению для каждого человека открывается возможность достичь этого состояния.

Символичным служит и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

В богослужебных текстах праздника отмечается неразрывная связь между Преображением и крестным страданием Спасителя. Господь преобразился для того, чтобы ученики, увидев Его во всем блеске Его Божественного величия, не усомнились и не поколебались, когда увидят Его распятым на кресте, в состоянии предельного уничижения. Эта мысль находит подтверждение и у святых отцов Церкви. Преподобный Ефрем Сирин писал, что Господь возвел учеников на гору, «чтобы показать им Славу Божества и дать им знать, что Он – Искупитель Израиля, как объявил через пророков, и чтобы не соблазнились о Нем, видя Его вольное страдание, какое Он должен был претерпеть за нас по человечеству. Ибо знали Его как человека и не разумели, что Он – Бог. Знали Его как Сына Марии, как человека, жившего с ними в мире. И на горе дал им понять, что Он – Сын Божий и Бог… Возвел их на гору и показал им Царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, и Славу Свою прежде поругания Своего, и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, знали они, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира. Возвел их на гору и показал им Славу Божества Своего прежде Воскресения, чтобы, когда восстанет из мертвых в Славе Божественного естества Своего, узнали они, что не за труд Свой принял Он эту славу, но что прежде веков принадлежала Ему Слава с Отцом и у Отца».

Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа относится к числу двунадесятых и отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию. Праздничное богослужение совершается в белых священнических облачениях, символически отображающих тот свет, которым просияли одежды Спасителя на горе Фавор. По окончании Божественной литургии в день Преображения Господня Устав предписывает освящать «гроздия» — виноград. Дата освящения винограда была выбрана с учетом того факта, что именно к 6 августа (по старому стилю) виноград в Греции поспевал и становился пригодным к употреблению. Освящали же его, прежде всего,

потому, что он употреблялся для совершения Таинства Евхаристии. На Руси этот обычай трансформировался в освящение яблок как самого распространенного плода, из-за чего праздник в народе получил наименование «яблочного Спаса». Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным.

20 августа — Святителя Митрофана Воронежского

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Половину своей жизни прожил в миру, был женат и имел детей. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил полностью посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан. О его строгой

подвижнической жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о доставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Во время его настоятельства в монастыре был построен новый Спасский храм, который был снабжен всей необходимой церковной утварью. Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. Преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии с трапезной и колокольней, написано немало замечательных икон. Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епархия была обширной и захолустной. Многие местные жители не испытывали уважения к религии, образовательный уровень пастырей был крайне низок, в регионе было велико влияние старообрядчества, представители которого бежали на тогдашнюю окраину России от гонений. На территории епархии находилось лишь 182 храма, что не соответствовало её масштабам и постоянно увеличивавшемуся количеству населения. Монастырская жизнь находилась в упадке, во внутреннюю жизнь монастырей часто вмешивались жертвователи-миряне. По словам владыки Митрофана, «у нас место украинское и всякого чину люди обвыкли жить неподвластно, по своей воле» (украинское в данном случае означало окраинное). В конце августа 1682 епископ прибыл в свою епархию. В житии святителя Митрофана дается такая оценка его деятельности в качестве правящего архиерея: «Как опытный хозяин, радеющий об имуществе церковном, он стремился к тому, чтобы увеличить средства своей небогатой епархии и заботливо упорядочивал её внешний, церковно-хозяйственный обиход. Но главные заботы святителя сосредоточивались на Ежене дел пастырском попечении о спасении душ вверенного ему Господом словесного стада.

Святой Митрофан явился истинным пастырем, со страхом Божиим он свершал свое служение: с любовию и милосердием вспахивал святитель ниву сердец человеческих, чтобы посеять на них спасительные семена слова Божиего; лишь в крайних случаях для искоренения пороков обращался он к суровым карательным мерам».

В бытность владыки Митрофана епископом Воронежским были окончательно определены и расширены границы епархии. Вместо ветхого Благовещенского собора в Воронеже построили новый, каменный пятиглавый, освященный к 1692 и ставший в то время самым большим зданием города. Епископ активно боролся с влиянием

старообрядчества, много проповедовал, открывал в селах школы, в которых преподавали знавшие грамоту переселенцы из Малороссии. Много занимался благотворительностью, по словам биографа владыки, «дом его архиерейский был домом прибежища всем скорбящим, странникам гостиница, болящим врачебница, убогим место упокоения».

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с императором Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.

Святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь».

Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины он принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».

С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных.

21 августа — Преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

Преподобные Зосима, Савватий и Герман – основатели и первончатальники Соловецкого иночества. Савватий († 27.09.1434 или 1435) принял постриг в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре. В этой обители он прожил много лет, снискав любовь братии и настоятеля послушанием, кротостью и смирением. Тяготясь похвалами, Савватий испросил благословение игумена и перешел в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, известный особой строгостью устава, здесь он провел в иноческих подвигах «немало время». Однако и на Валааме преподобный слышал много похвал в свой адрес, из-за чего он решил удалиться на безлюдный Соловецкий остров в Белом море. Савватий покинул монастырь и достиг устья р. Выг, где встретил подвизавшегося в этом месте преподобного Германа († 1479 или 22.03.1484). Он уже бывал на Соловках с рыбаками-поморами и согласился сопровождать туда Савватия. В 1428/29 году в карбасе иноки переправились на Соловецкий остров и, найдя удобное место в версте от берега, невдалеке от горы и возле оз. Долгого, построили две кельи (впоследствии на месте их поселения возник скит, названный Савватиевским).

Как повествует Житие, вслед за преподобными на Соловки приплыла семья карел, не желавших уступать остров монахам. Карелы поселились на острове и занимались рыбной ловлей, но иноки не знали о них. Однажды во время заутрени Савватий услышал громкие крики и послал прп.Германа разузнать, в чем дело. Тот встретил плачущую женщину, которую, по ее словам, высекли прутьями два ангела в образе светлых юношей, сказав, что это место предназначено для монашеской жизни и здесь будет иноческая обитель (в память об этом событии гора впоследствии была названа Секирной).

Несколько лет пустынники прожили на Соловецком острове в молитве и трудах. В 1433 или 1434 году Герман отправился на р. Онегу за припасами и был вынужден там перезимовать. На следующее лето он не смог вернуться на остров из-за болезни. Савватий, оставшись один, подвизался еще усерднее и получил свыше извещение о близкой кончине. Желая перед смертью причаститься Святых Христовых Таин, он на лодке приплыл к часовне в устье р. Выг. Там он встретил игумена Нафанаила, посещавшего местных христиан, который исповедал его и причастил. Когда Савватий после причастия молился, в келью к нему вошел купец Иван, плывший из Новгорода. Купец хотел подать старцу милостыню и был огорчен отказом преподобного. Желая утешить его, Савватий предложил Ивану остаться на берегу до утра и стать причастником благодати Божией, а утром безопасно отправиться в путь. Купец не послушал его совета и уже собирался отплыть, как вдруг началась сильная буря. Ужаснувшись своему неразумию, Иван остался ночевать на берегу, а утром, когда вошел в келью к старцу,

увидел, что Савватий скончался. Святой сидел на скамье, келья была наполнена благоуханием. Иван и игумен Нафанаил похоронили Савватия у часовни в устье Выга. Через год после кончины Савватия на Соловки вместе с прп. Германом приплыл Зосима († 17.04.1478), ставший основателем монастыря. Зосима родился в селе Толвуе на Онежском озере. Родители святого – Гавриил и Варвара – были людьми благочестивыми и обучили сына чтению Священного Писания. Зосима избегал детских забав, а когда достиг юношеского возраста, принял монашество. Зосима тяготился жизнью в миру и вскоре после кончины родителей, раздав имущество бедным, он вместе с прп. Германом отправился на Соловки. На острове у Зосимы было чудесное видение: луч света осиял его, а на востоке он увидел в воздухе прекрасную церковь. Прп. Герман напомнил Зосиме о словах ангелов, изгнавших с острова семью карел, что это место предназначено для пребывания иноков. В первую же зиму Зосима остался на острове один, т. к. Герман отправился на материк, чтобы приобрести необходимое для устроения монастыря, и не сумел из-за сильных ветров вернуться. Тогда отшельнику пришлось претерпеть многочисленные жестокие нападения нечистых духов, старавшихся изгнать его с острова. Святой побеждал их молитвой. Некоторое время спустя Зосима обнаружил недостаток съестных запасов и был этим весьма смущен, но, как и прежде, положился на помощь Божию. В скором времени к Зосиме пришли два незнакомца и вручили

ему запас хлеба, муки и масла, говоря: «возьми, отец, и употребляй, а мы, если Господь повелит, придем к тебе». Преподобный в изумлении не спросил, откуда они, а незнакомцы ушли и более не возвращались. Весной на остров вернулся прп. Герман, вместе с ним приплыл Марк, искусный рыболов, постепенно прибывали другие подвижники. Вместе они построили кельи, срубили небольшую церковь и пристроили к ней трапезную. По просьбе прп. Зосимы из Новгорода был прислан в новосозданную обитель игумен с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрали игуменом прп. Зосиму, который вопреки своему желанию вынужден был отправиться в Новгород для принятия священнической хиротонии и для поставления в игумены. В Новгороде святой получил значительные пожертвования для монастыря от архиепископа и бояр, многие из которых обещали обители покровительство. Когда после возвращения в монастырь Зосима служил литургию, лицо его просветилось и церковь наполнилась благоуханием. Прп. Зосима занялся устроением внутреннего быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465 году он перенес на Соловки с реки Выг мощи прп. Савватия.

Обитель терпела притеснения от новгородских бояр, которые отнимали у иноков уловы рыбы. Преподобный вынужден был отправиться в Новгород и искать защиты у архиепископа. По совету архиепископа он обходил дома бояр и просил их не допускать обитель до разорения. Влиятельная и богатая боярыня Марфа Борецкая приказала с бесчестьем выгнать игумена Зосиму, но потом раскаялась и пригласила его на обед, во время которого он вдруг увидел, что шесть знатнейших бояр сидят без голов. Прп. Зосима поведал видение своему ученику Даниилу и предсказал боярам скорую смерть. Это предсказание исполнилось в 1478 году, когда при взятии Новгорода Иоанном III (1462–1505) бояре были казнены.

О последних годах жизни Зосимы в Житии рассказывается, что святой пребывал в неустанных молитвенных подвигах; он сделал гроб для себя, поставил его в сенях кельи и каждую ночь плакал над гробом о своей душе. Перед кончиной преподобный призвал к себе братию, завещал им любить друг друга и обещал, что духом будет неотступно пребывать с ними. На игуменство он благословил инока Арсения, заповедав ему хранить церковный устав и монастырские обычаи. Святой преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем церкви Преображения Господня, в могиле, которую он выкопал при жизни. Через некоторое время после смерти Зосимы преподобный Герман был направлен игуменом Арсением по монастырским делам в Великий Новгород, где и скончался в Антониевом мужском монастыре.

3 апреля 1993 года было установлено празднование второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких под 8 (21 по новому стилю) августа – одновременно с празднованием первого перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия.

АПОСТОЛ

Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память. Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

(Чтение на праздник Преображения – Второе послание св. ап. Петра 1:10–19)

ЕВАНГЕЛИЕ

В то время взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

(Чтение на праздник Преображения – Евангелие от Матфея 17:1–9)

 

Митрополит Илларион (Алфеев).

Слово на Преображение Господне

В земной жизни Господа Иисуса Христа было очень немного радостных, светлых минут. Бог воплотился, пришел в этот мир прежде всего для того, чтобы погрузиться в нашу тьму, разделить с нами скорбь и будни человеческого

существования. Именно потому Господь Иисус Христос столько времени проводил с людьми грешными, нуждавшимися в очищении, просвещении, спасении. Именно потому Господь избрал для Себя крестный путь, пострадал за людей, был отвергнут ими, принял оплевание и заушение, крестную смерть и сошел во ад, чтобы все то пространство, где до Его прихода царствовало зло, наполнить Своим Божеством и светом. В Евангелии описано лишь несколько случаев, когда Божество Христа было видимым образом явлено людям. Например, это произошло во время крещения Иисуса, когда с неба прозвучал голос Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный,

в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Другим таким моментом — и именно его мы вспоминаем сегодня — было преображение, когда Господь, взяв трех своих ближайших учеников, взошел с ними на высокую гору, и там, когда Он молился, «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». И голос Отца прозвучал вновь: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный… Его слушайте». Когда видение еще продолжалось, один из учеников, Петр, сказал: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии», — ибо Моисей и Илия явились Иисусу и беседовали с Ним об исходе Его, т. е. о Его крестной смерти (Мф. 17:1-9). Слова апостола Петра были естественной реакцией человека на присутствие Божие, на Его внезапное явление, на неожиданное, светоносное посещение свыше. «Хорошо нам здесь быть», — т. е. хорошо бы, чтобы все это продлилось, чтобы этот момент славы, света никогда не кончался. Но после восшествия Иисуса на гору было сошествие с нее, были Его встречи с бесноватым отроком и многими другими людьми, нуждавшимися в исцелении. Сойдя с горы, Господь вновь погрузился в нашу человеческую тьму, чтобы разделить ее с нами. А затем был Гефсиманский сад и Голгофа. Каждый из нас проходит через разные состояния. Иногда мы бываем на Фаворе, а иногда оказываемся на Голгофе. Иногда присутствие Божие столь ощутимо, явно,

что нам хотелось бы, чтобы эти минуты никогда не кончались, длились вечно. Но иногда Бог словно бы покидает нас, оставляет во тьме наедине с самими собой, с нашими проблемами и грехами. Но в такие минуты особенно важно помнить о Его присутствии и о том, что нашу человеческую тьму Он просвещает изнутри божественным светом.

Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы, Выпуск №37 (157) от  19.08.2019 г. (скачать *.pdf)

Этапы Возрождения Храма: 1994 — 2019гг.

Храм открыт ежедневно с 8.00 до 18.30

Начало вечернего богослужения в 17.00.

Начало Божественной Литургии:
в Воскресенье в 9.00,
в другие дни – в 8.00.

Подробнее о богослужениях на ближайший месяц — см. Расписание.

Крещение и Венчание

Таинства Крещения и Венчания совершаются после проведения огласительной беседы.

Записаться на огласительную беседу можно на Свечном Ящике.

Духовное просвещение

В Храме проводятся занятия по курсу «Введение в язык Православного Богослужения».

Проводит занятия регент Зимелева Т.А. по воскресеньям после Литургии.