Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Праздники недели

Понедельник Авг 5, 2019

04 августа — Святой равноапостольной Марии Магдалины

Святая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, следовала за Иисусом Христом во время Его земной проповеди, присутствовала при Его распятии и погребении и была первой из людей, удостоившейся явления Воскресшего Господа.

Родилась в галилейском городе Магдала, близ Капернаума. В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается в нескольких эпизодах. Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк.8:2; Мк. 16:9). Затем стала следовать за Господом, служа Ему и делясь своим достоянием (Мк. 15:40-41, Лк. 8:3). Присутствовала на Голгофе при распятии и кончине Иисуса (Мф. 27:56 и др.), была свидетельницей Его погребения (Мф. 27:61 и др.). Мария стала одной из жен-мироносиц, которых ангел известил о Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8). Она первая увидела Воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к Нему дотронуться. Христос не разрешил ей это, но зато поручил возвестить апостолам о Своем воскресении (Ин. 20:11-18). Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии – главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.

Проведя некоторое время после Пятидесятницы в Иерусалиме, Мария Магдалина отправилась в Эфес вместе с Пресвятой Богородицей к апостолу Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах и проповеди. Стоит отметить, что больше всего сведений о Магдалине из четырех евангелистов сообщает именно Иоанн.

Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме, о чем свидетельствует обращение к ней в послании апостола Павла к Римлянам: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6). Вероятно, в связи с этим ее путешествием позже возникло пасхальное предание о встрече Марии Магдалины с императором Тиберием (14–37). Известный своим жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Затем она поднесла ему красное яйцо со словами «Христос воскрес!» С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение).

Святая мирно скончалась и была погребена в Эфесе. В IX веке при императоре Льве VI Философе (886–912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Папа Римский Гонорий III (1216–1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где также воздвигнут храм, посвященный святой Марии Магдалине. Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

05 августа — Почаевской иконы Божией Матери

Почаевская икона Божией Матери хранится в Успенской Почаевской лавре на западе Украины и принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Православной Церкви. Она известна всему славянскому миру: на поклонение чудотворному образу приезжают паломники их России, Боснии, Сербии, Болгарии и других странах.

История появления этой иконы в Почаеве следующая. По преданию, в 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма. Три десятилетия икона простояла в домовой часовне в деревне Урля (в 8 верстах от Почаева), а затем начала испускать по ночам таинственное свечение. Гойские истолковали это как желание Царицы Небесной пребывать в возрожденной почаевской обители, куда и передали образ вместе с богатыми дарами – после того, как прозрел по молитве пред этой иконой слепорожденный брат хозяйки, Филипп Козинский. После смерти Анны все окрестные земли достались ее племяннику, кальвинисту Анджею Фирлею. Он ограбил монастырь и захватил икону. Однако жена Андрея стала бесноватой, и по совету Иова Почаевского, чтобы получить исцеление, супруги вернули чудотворный образ в монастырь. С тех пор икона Божией Матери пребывает в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников.

Образ прославился многочисленными чудесами. В память об одном из них – избавлении Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 1675 года – и установлено празднование Почаевкой иконе 5 августа (по новому стилю).

Летом 1675 года пятидесятитысячное турецко-татарское войско под предводительством хана Нурредина подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 5 августа (23 июля по старому стилю) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите монастыря. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

09 августа — Преподобного Германа Аляскинского

Преподобный Герман Аляскинский родился в 1757 году в городе Серпухове под Москвой, в благочестивой купеческой семье. В 16 лет ушел в Саровскую пустынь. В 1777 году поступил послушником в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом, где пребывал шесть лет и принял иноческий постриг. Тяжело заболев, Герман был чудесным образом исцелен по молитвам к Божией Матери. В 1782 году, желая полного уединения и безмолвия, удалился в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, проходил различные послушания, затем по благословению духовного наставника игумена Назария (Кондратьева) был отпущен на жительство в пустынь, расположенную в двух километрах от монастыря. Герман дважды отказывался от рукоположения во иерея и до конца жизни остался простым монахом.

В 1793 году преподобный Герман был включен в состав Аляскинской миссии. Руководителем миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов), инок Валаамского монастыря. По прибытии на остров Кадьяк миссионеры немедленно занялись постройкой храма Воскресения Христова, который был возведен за два года, и обращением язычников. «1794 года, сентября с 24 живу на острове Кадьяке. Слава Богу, более 700 американцев перекрестил, да более 2000 браков обвенчал, состроили церковь, а время позволит – сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать», – замечает в одном из писем архимандрит Иоасаф.

Отец Герман на новом месте поначалу нес послушание в пекарне и занимался хозяйственными заботами Миссии. Кадьякские алеуты подвергались жестокой эксплуатации со стороны Российско-Американской торговой компании, и их главным защитником стал преподобный Герман.

Под руководством архимандрита Иоасафа (позднее епископа) Миссия находилась недолго: во время бури (в 1799 году) преосвященный Иоасаф со своими спутниками погиб в волнах океана. На помощь оставшимся в живых миссионерам в 1804 году был командирован только один иеромонах Александро-Невской Лавры Гедеон. Он на некоторое время возглавил Миссию. Его заботами была устроена школа для детей крещеных алеутов. В 1807 году иеромонах Гедеон навсегда покинул стан миссионеров, возложив всю ответственность на преподобного Германа, который до самой кончины своей оставался духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему Миссии: « Я – нижайший слуга здешних народов и нянька». Преподобного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения.

Инок Герман заведовал школой, в которой обучались 20 мальчиков. Старец учил их чтению, письму, Закону Божию, Священной истории и церковному пению, навыкам земледелия. Между 1811 и 1817 годом в поисках уединения преподобный переселился на пустынный остров Еловый в двух верстах от острова Кадьяк, назвав свою обитель Новым Валаамом. Герман выкопал землянку, позднее построил возле нее бревенчатую келью. Постелью старцу служила небольшая скамья, под голову он подкладывал два кирпича, укрывался доской. Одежда его была одна и та же зимой и летом: меховая парка, надетая на голое тело, поверх нее подрясник и ряса, клобук, сапоги. Носил 15-фунтовые вериги. Ел очень мало: немного рыбы и овощей. Время, свободное от богослужения, проводил в трудах – занимался огородом, к зиме запасал грибы и рыбу. Все, что приобретал, отдавал бедным и сиротам. Со временем недалеко от кельи были построены часовня и дом для посетителей, в котором также находилось училище для сирот. Инок учил детей Закону Божию и пению. Герман всегда помогал своим духовным детям: просил у начальства снисхождения к провинившимся, заступался за обвиняемых, подавал помощь нуждающимся, ухаживал за больными. Так, во время эпидемии гриппа в 1819 году из всех русских только преподобный Герман навещал больных алеутов, молитвенно утешая их, принимая покаяние у больных перед смертью. В воскресные и праздничные дни многие алеуты приезжали на остров Еловый к старцу. Часы и молитвы читал его ученик Герасим, а Апостол и Евангелие – старец. После службы Герман беседовал с алеутами о спасении души, вечности и будущей жизни; много рассказывал из Пролога и житий святых. Некоторые люди под влиянием его проповеди меняли прежнюю жизнь и оставались при старце. Так на острове Еловом образовалась женская община во главе с алеуткой Софьей Власовой.

Сохранился рассказ о том сильном впечатлении, которое произвел старец на офицеров шлюпа «Камчатка», остановившегося на Кадьяке во время кругосветного путешествия в 1818 году. После встречи с ним в 1807 году лютеранин Л. А. Гагемейстер, капитан шлюпа «Нева», принял Православие. А главного правителя Российско-Американской торговой компании Семена Ивановича Яновского (1818–1820 годы) преподобный Герман привел к вере и многие годы спустя к принятию монашества (в 1876 скончался схимонахом Сергием). Его письма игумену Валаамского монастыря Дамаскину стали основой для жизнеописаний преподобного Германа Аляскинского и мученика Петра Алеута. Старец сподобился от Бога многих духовных даров, видения ангелов и злых духов. Однажды по его молитвам прекратилось наводнение, в другой раз – пожар. Старец обладал даром прозорливости. Так, он предсказывал, что в Америке будет свой архиерей, что вскоре и исполнилось. В 1840 году была образована на Североамериканском континенте епархия и во главе ее стал святитель Иннокентий (Вениаминов).

Вероятно, в 1835 году преподобный Герман полностью ослеп. В последние годы вел уединенную жизнь, редко выходя из кельи и постоянно пребывая в подвигах поста и молитвы. Он открыл духовным чадам время своей смерти и обстоятельства погребения. В час кончины старца жители острова Афогнак увидели над островом Еловым светлый столб, поднимавшийся от земли к небу.

Впервые сведения о житии и почитании Германа были напечатаны в Валаамском монастыре в 1868 году. В 1936 году архимандрит Герасим (Шмальц) открыл святые мощи старца и положил их в специально построенной небольшой часовне. 9 августа 1970 года на острове Кадьяк в соборе Воскресения Христова Митрополит всей Америки и Канады Ириней (Бекиш) в сослужении сонма архиереев совершил торжественное прославление Германа в лике равноапостольных святых. Мощи его были положены в соборе в деревянную раку, на которую были возложены принадлежавшие святому камилавка и железный крест с параманом.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 ноября 1970 года имя преподобного Германа было внесено в месяцеслов. Он стал первым православным святым в Америке.

АПОСТОЛ

Братия, мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

(воскресное чтение – Послание к Римлянам св. ап. Павла 15:1–7)

Братия, печать моего апостольства – вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

(чтение в честь равноап. Марии Магдалины – 1-е послание к Коринфянам св. ап. Павла 9:2Б–12)

ЕВАНГЕЛИЕ

В то время следовали за Иисусом двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

(воскресное чтение – Евангелие от Матфея 9:27–35)

В то время проходил Иисус по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней:  Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

(чтение в честь равноап. Марии Магдалины – Евангелие от Луки 8:1–3)

 

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский).

Проповедь на Евангельское чтение

Некоторые, слушая Евангельские повествования, воспринимают их, как воспоминание о Христе, о Его земной жизни. И только. Они не делают из Евангельских чтений полезных выводов для себя. А ведь слово Божие – это слово Жизни, слово непреходящее, имеющее прямое отношение ко всем временам и всем людям. Так и нынешнее Евангельское чтение содержит для нас с вами полезные

указания. «По вере вашей да будет вам» – сказал Господь слепцам, и они тотчас же прозрели. Повествует нынешнее Евангелие и об исцелении немого-бесноватого. Злой дух запечатал уста его, и отверзлись они от прикосновения к ним десницы Господней. Слепота и немота с беснованием. Не характерны ли эти недуги для большинства современных христиан? Есть, дорогие, слепота физическая, но существует и слепота духовная. Это – наше неверие и маловерие, это – бесцельность жизни и душевная пустота, это – окаменелость нашего сердца, тоска и чувство оставленности Богом, это и убийственное чувство одиночества. Существует и немота духовная. Что же это? А это – прежде всего – отсутствие молитвы; неумение принять участие, – добрым словом, молитвой и жертвой, – в страдании и в горе чужого нам человека; это, – при способности и склонности говорить обо всем, – отсутствие желания и склонности говорить о своей духовной жизни, о явлениях силы Божией в мире, свидетельствовать об участии в жизни человека десницы

Всевышнего. Как же исцелиться человеку от этих недугов? Только Христос может исцелить нас,

нашу слепую и немую душу. Не без труда получили слепцы прозрение. Долго бежали они за Христом. И лишь после их решительного ответа на вопрос: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» – «Ей, Господи, веруем», – коснулся Христос очей их, и они прозрели. Так и нас вопрошает Господь: веруешь ли, что Я могу тебе помочь? Мои дорогие, вернуть человеку зрение, вернуть ему свет может только Христос – Свет Истинный, так же как и насытить бессмертную душу может только Бог – не идея Бога, а Бог живой, Сущий, как и жажду утолить может не мысль о воде, а лишь сама вода. «Как воду надо пить – принять в себя, так и Бога недостаточно иметь в уме, в мышлении, но надо дать Ему место в нашем сердце, в нашей воле, в жизни повседневной». Вот, это путь к прозрению, путь к обретению света и смысла для тех, кто утерял подлинную ценность жизни, у кого сумерки на душе. «Ей, Господи, веруем», – ответили слепцы. Веру и труд приложили приведшие ко Христу немого-бесноватого. И нам надо приложить веру и труд. Великие люди Руси Православной дают нам в этом благие советы, советы к достижению света и смысла. «Всегда поступай так, чтобы в каждом твоем поступке небо с землей сочеталось», – говорит В. Соловьев. «Не упусти случая сделать добро» – слышим мы из уст московского врача д-ра Гааза. Так поступая, мы находим Христа, а «находя Христа, мы находим себя», – говорит Ф. М. Достоевский. Евангельские слепцы настойчиво следовали за Христом. Это и наш с вами путь. И если к нашему: «ей, Господи, веруем» мы приложим труд любви и внимания к ближним, приложим и участие в возрождающих нас Таинствах, – «со страхом Божиим и верою» приступая к очищающей и возрождающей нас Чаше, – не пребудем в слепоте и в немоте душевной. Аминь.

 

Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы, Выпуск №35 (155) от  04.08.2019 г. (скачать *.pdf)

Насущные нужды

Дорогие братья и сестры!

Храму нужно разработать Проект реставрации интерьеров (читать далее…)

Храму нужен компьютер, МФУ и цветной принтер (читать далее…)

Этапы Возрождения Храма: 1994 — 2019гг.

Храм открыт ежедневно с 8.00 до 18.30

Начало вечернего богослужения в 17.00.

Начало Божественной Литургии:
в Воскресенье в 9.00,
в другие дни – в 8.00.

Подробнее о богослужениях на ближайший месяц — см. Расписание.

Крещение и Венчание

Таинства Крещения и Венчания совершаются после проведения огласительной беседы.

Записаться на огласительную беседу можно на Свечном Ящике.

Духовное просвещение

В Храме проводятся занятия по курсу «Введение в язык Православного Богослужения».

Проводит занятия регент Зимелева Т.А. по воскресеньям после Литургии.