Праздники месяца (Октябрь)

8 октября — Преставление преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Сергий Радонежский († 1392) — основатель Свято-Троицкой обители под Радонежем, богоносный распространитель иноческой жизни, олицетворение русской святости, деятельной и самоотверженной.
Вся жизнь прп.Сергия — постоянный призыв (чаще безмолвный) к богообщению и Христианской любви. «Игумен земли русской», неустанный устроитель духовного возрождения и единства Святой Руси, ближайший сподвижник святителя Алексия, митрополита Московского (1300-1378гг.) и духовный наставник святого благоверного князя Димитрия Донского (1350-1389гг.), он сам пешком обходил русских князей, примиряя их. Своим благословением он объединил их для победы на Куликовом поле. Как смирением скрепляются все приобретаемые человеком добродетели в домостроении спасения, так повсеместным устроением монашеских обителей скреплял Преподобный собираемые в единое государство русские земли. Образ этого единства он воспринял от Самого Бога нашего, Троицы единосущной и нераздельной. 

В своем коротком духовном завещании прп.Сергий записал: «Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную; к сим же страннолюбие и смирение».

Но главное завещание преподобного запечатлелось на скрижалях сердец его многочисленных учеников, каждое имя которых звучит как небесная музыка. Среди них: прп.Никон Радонежский — преемник прп.Сергия, прп.Андроник — игумен Спасского монастыря, прп.Савва — основатель Сторожевского монастыря, прп.Феодор и прп.Павел — основатели Борисоглебской обители, свт.Феодор — архиеп.Ростовский, прп.Мефодий (Николояхромский монастырь), блаж.Никита Костромской, прп.Сильвестр — Обнорский монастырь, прп.Павел Комельский, прп.Сергий Нуромский, прп.Кирилл Белозерский и прп.Ферапонт Можайский и многие другие…

Прп.Сергий Радонежский причислен к лику святых в 1422г.

 

При подготовке материала использована фотография иконы с «Яндекс.картинки».


9 октября — Преставление апостола и  евангелиста  Иоанна Богослова

св. Иоанн БогословАпостол Иоанн Богослов [сын Зеведея и Саломии, брат апостола Иакова] († 105) — пророк, свидетель всей земной жизни Спасителя нашего Иисуса Христа от первого Его явления при Иордане.
Господь даровал апостолу Иоанну жизнь долгую, сберегая его для укрепления Церкви Своей. Ему довелось пережить во время гонений на христиан две свои казни и жестокую ссылку. При первой казни ему дали испить чашу яда, но он остался жив. Тогда его бросили в котел с кипящим маслом, но и тут он пребыл невредимым. Тогда император-гонитель заточил его на острове Патмос, но умер сам император, а апостол в славе Божией вернулся к своим общинам, продолжая возвещать последнее время и вечную жизнь. 

Духовные дарования, полученные апостолом в рождении по плоти: открытое пылкое сердце, глубокий сосредоточенный ум, сильная твердая воля, скромность, жертвенность, отзывчивость, устремленность к истине — исполнились в нем обновлением по рождении от Духа Святого силою благодати Иисуса Христа, исполнились верою непоколебимою, любовью совершенною, радостью о Господе, проникновением в глубинные тайны Божии. Он воспринял от полноты Божией «и благодать на благодать» [Ин. 1.16]. Да и собственное имя апостола «Иоанн» значит «благодать Божия».

Получив от пророка Иоанна — Предтечи Господня твердое свидетельство об Иисусе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» [Ин.1.29], будущий апостол со всею решимостью пошел за Христом, нераздельно соединил с Ним свою жизнь, неотступно следовал за Ним, даже когда Иисус был схвачен и предан на распятие. По такой беззаветной любви предусмотрел ему Бог стать в Духе величайшим пророком Нового Завета, пророком о Боге Слове, и о конце мира этого, и о начале мира нового: «Се творю все новое. Новое небо и новую землю. Совершилось!» [Отк. 21.1,5,6]. От Иоанна Богослова узнаем мы самую суть откровения Христова: о божественном бытии Отца и Сына, сущего в недре Отчем, и Духа-Утешителя, Который от Отца исходит, и о цели Боговоплощения («да знают единого истинного Бога» и «да будут все едины», и любовь, которою возлюбил Отец Сына в них будет), и о смысле самой нашей жизни («чтобы они имели радость Мою совершенную»).

Апостол Иоанн — любимейший ученик Иисуса Христа, сыновним словом Самого распятого Спасителя породненный с Матерью Господа, Пречистой Девой Марией. Сродство апостола Пресвятой Богородице можно увидеть и в том бесценном для нас тщании, с которым он впитывал и сберегал в своем сердце каждое слово Иисуса Сына Божия. Благодаря этому мы, читая евангелие, записанное апостолом-старцем через 60 лет после совершения описываемых событий, становимся слушателями живой речи Господа, проникающей до глубины души, и слышим Его так, будто Он обращается непосредственно к нам прямо сейчас.

В конце жизни, не имея возможности самостоятельно передвигаться и будучи приносим в собрание своими сподвижниками, он вставал для проповеди и произносил всегда только несколько слов, составляющих главную заповедь для каждого христианина: «Да любите друг друга!». И от этих слов все собрание исполнялось Духом утешения.

Апостол Иоанн оставил этот мир, когда Церковь Христова уже достаточно укрепилась, приобрела твердые формы епископского управления и была готова к новым испытаниям и новым победам. Среди его учеников наиболее известны епископы сщмч.Поликарп Смирнский и  сщмч.Игнатий Богоносец Антиохийский.

По некоторым данным всех лет земной жизни апостола Иоанна было 120, и в этом тоже видна полнота дарований Божиих. Его преставление Богу столь же дивно, как и его исполненная богообщения жизнь. Чувствуя, что все его земное бытие совершилось, и памятуя о своем обещании Иисусу Христу до конца испить чашу служения Христова и креститься Его крещением, апостол повелел своим близким ученикам вырыть крестообразную могилу и лег в нее. Еще дышащего, его накрыли покрывалом и забросали землей. Узнав об этом, община ефесская пришла к могиле учителя и разрыла ее, но никого в ней не обнаружила.

Из сохранившейся до наших дней могилы апостола каждый год 8-го мая выступает тончайший розовый прах. Во все времена верующие собирали этот прах и исцелялись им от болезней.

При подготовке материала использована фотография иконы с «Яндекс.картинки».

9 октября Свт.Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

Святитель ТихонСвятитель Тихон [Василий Иванович Белавин] (1865-1925гг.) — первый русский Патриарх после 200-летнего беспатриаршего, синодального периода истории Русской Православной Церкви. Ему, удивительно доброму и верой спокойному пастырю, на Поместном Соборе 1917г. достался жребий возглавить Церковь Русскую сразу же после Октябрьского переворота. Предстояло фактически повести ее, лишенную всякой поддержки, гонимую и уничтожаемую большевистским террором, в раздробленной гражданской войной стране, на высоту «Русской Голгофы» — так называется это время самых масштабных и жестоких репрессий в истории христианства на Руси. 

Поражает свойственное Святейшему ясное видение самой сути происходящего. В новогоднем слове 1 января 1918г. он говорил:
«Вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет, они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши. Подлинно праведен Господь, ибо я непокорен был слову Его [Плач. 1, 18]. Забыли мы Господа!..»

Божиим даром смиренномудрия победоносного Патриарх Тихон способствовал сохранению Церкви от превращения ее в неуправляемую секту, преодолению обновленческого раскола, становлению ее самостоятельности.

Святитель непрестанно подвергался то заточениям в ГПУ, то домашним арестам. Он пережил три покушения на его жизнь (в 1919, 1924 и 1925 гг.), клевету и предательство, но сам до конца остался верен Церкви, до конца отстаивал ее право и долг нести людям благую весть ко спасению. Преставился свт.Тихон в ночь на Благовещение. Последние слова его были: «Слава Тебе, Боже…Слава Тебе, Боже…Слава Тебе…».

Свт.Тихон причислен к лику святых в 1989 г.

 

При подготовке материала использована фотография иконы с «Яндекс.картинки».

 


 

14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Праздник Покрова«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога», — поется в кондаке праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров — омофор (или мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день (1 окт. по ст.стилю) во время всенощного бдения в переполненном молящимся народом храме святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву. Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — молилась Матерь Божия, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего не услышан». Затем Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».

Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же  Ее,  сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

«Все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим Омофором». Державный Покров Матери Божией покрыл весь род Христианский на все времена. Православная Россия — удел Божией Матери. Она являлась в ней Сама тем святым, чьи сердца не знали тени порока: прп. Сергию Радонежскому, прп. Серафиму Саровскому и другим. Она посещала много­страдальную, но верную Богу Русь многочисленными Своими иконами, ими являя русским людям Свой Покров…» — говорит архимандрит Иоанн Крестьянкин в своем «Слове на праздник Покрова».

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих и отмечается только Русской Православной Церковью, в которой был введен в XII в. святым благоверным князем Андреем Боголюбским. Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в ней икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь, по словам паломника, не знает этого праздника.

 

По материалам сайта     www.sedmitza.ru

 


 

15 октября — Сщмч.Киприана и мц.Иустины

 

Сщмч. Киприан и мц. ИустинаВ III-ем веке жил в Антиохии волхвователь, чародей и душегубец Киприан, великий друг и верный раб адского князя, в детстве посвященный родителями на служение языческим богам и отданный чародеям для научения волхвованию и бесовской мудрости. Много людей совратил Киприан ко всяким беззакониям, многих погубил отравами и чародейством.

Там же жила девица Иустина, благодатию Святаго Духа уверовавшая во Христа и обратившая к вере своих родителей- язычников. Возлюбив Небесного Жениха, Иустина служила Ему прилежными молитвами, постом и воздержанием великим.

Знатный юноша Аглаид, распалившись страстью к Иустине, просил Киприана помочь ему соблазнить девицу. Много усилий приложил чародей Киприан, призывая на помощь силы бесовские, но Иустина теплою молитвою, постом и крестным знамением победила диавола и прогнала его с позором.

Познавший немощь «губителя и обольстителя всех», боящегося даже тени Креста Христова, Киприан пришел в себя, со слезами покаялся во всех своих прежних злых деяниях православному епископу и принял крещение. Он вполне изменил свою жизнь, строго подвизался и оплакивал свои грехи. Вскоре Киприан был поставлен епископом и обратил многих язычников к Церкви Христовой, так что идолослужение стало прекращаться в той стране, а слава Христова увеличивалась. Св.Иустину он поставил диакониссою, а затем игумению в девичьем монастыре.

По наущению злобившегося врага язычники оклеветали Киприана и Иустину, их схватили и предали великим мучениям, а в конце концов осудили на усечение мечом. При гробах святых мучеников происходили многие исцеления притекавшим к ним с верою.

Молитвами священномученика Киприана и мученицы Иустины да исцелит Господь и наши болезни душевные и телесные!

 

При подготовке материала использована литература: «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского, и фотография иконы с «Яндекс.картинки».

 

 


 

24 октября — Память святых отцов VII Вселенского Собора

 

Память святых отцов VII Вселенского СобораВ IV и V веках в Христианской Церкви утвердилось всеобщее почитание святых икон. Однако в VIII веке распространилось суеверное поклонение собственно иконам, а не лицам, на них изображаемым.

К несчастью Церкви, уничтожать суеверие (а вместе с ним иконопочитание вообще) стала гражданская власть, породив ересь иконоборческую. Яростный гонитель иконопочитания император Лев Исаврианин издал в 730г. эдикт о вынесении из храмов всех икон, несогласные подвергались жестоким преследованиям.  В 754 году его сын Константин Копроним созвал в Константинополе еретический собор, признавший почитание икон идолопоклонством. Копроним пошел дальше отца — пытался уничтожить почитание святых и их мощей и монашескую жизнь, при нем мощи святых сжигались и бросались в море, а монастыри обращались в казармы и конюшни.

Верующий народ и истинные отцы Церкви (в т.ч. преподобный Иоанн Дамаскин) решительно встали на защиту почитания святых икон,  более чем полвека продолжалась борьба.

В 787 году, после смерти Копронима и его сына Льва, Патриарх Тарасий и императрица Ирина созвали в Никее VII Вселенский  (2-й Никейский) Собор для утверждения иконопочитания. Всего прибыло 367 отцов, было проведено 8 заседаний. Отцы Собора собрали и обосновали церковный опыт почитания святых икон с первых времен и сформулировали Догмат об иконопочитании, в котором в т.ч. сказано: «…определяем: подобно изображению честного и животворящего креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы… Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей…Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».

Согласно определениям Собора, иконопочитание было восстановлено во всех Церквах.

При подготовке материала использована литература: Профессор Н.Д.Тальберг «История Христианской Церкви», издательство им.свт.Льва, папы Римского, Киев, 2007г., и фотография иконы с «Яндекс.картинки».

 


 

26 октября — Иверской иконы Божией Матери

 

Икона Божией Матери, именуемой ИверскаяВ XVII веке будущий Патриарх Московский Никон попросил Архимандрита Иверского Афонского монастыря Пахомия прислать в Москву точный список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Портаитиссы» (Вратарницы) — хранительницы монастыря.

Собрав всю братию, монахи сотворили «великое молебное пение с вечера и до света», освятили воду со святыми мощами и тою водой обливали чудотворный образ. Воду собрали в «великую лохань» и обливали ею кипарисовую доску для новой иконы, затем вновь собрали воду в лохань.

Отслужив с великой верою Божественную литургию, святую воду и святые мощи дали иконописцу — преподобноиноку Иамвлиху, который написал икону «слово в слово новая, аки старая».

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай, но Сама Божия Матерь помогла им — явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам — мусульманам.

13 (26) октября 1648г. икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа.

В 1669г. копия с иконы, находившейся в царской семье, была установлена при триумфальных Неглиненских (Воскресенских) воротах Китай-Города под деревянным навесом, позднее для нее возвели часовню. С тех пор Вратарница стала Матушкой-Заступницей москвичей: прибывающие в столицу первым делом шли поклониться Иверской, икону возили по домам, служили перед ней молебны, происходило много чудес и исцелений.

В 1929г. часовня была уничтожена, икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках где находится и поныне.

25 октября 1995г., после восстановления часовни, с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы,  Благая Вратарница вернулась к главным воротам Своего города. 

При подготовке материала использована фотография Иконы из Иверского монастыря Святой Горы Афон.

 


 

31 октября — Апостола и евангелиста Луки

 

Апостол и евангелист ЛукаЛука (Iв.) — составитель третьего  Евангелия и книги Деяний Апостолов, апостол из 70-ти, иконописец. Врач милостью Божией, паче всех снадобий почитающий Благую Весть по слову Спасителя: «Исцеляйте больных и говорите им: «приблизилось к вам Царство Божие»» [Лк.10.9]. Посланный Господом в числе 70-ти учеников проповедовать спасение человечеству, с великой радостью благодарил Христа: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» [Лк.10.17]. Тогда же он с другими учениками получил от Сына Божия «власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» [Лк.10.19]. Из всего Четвероевангелия именно в рассказе Луки находим  наибольшее число чудес исцелений (17 свидетельств), совершенных Господом нашим.

Евангелист лично был свидетелем крестных мук Спасителя и Его явления по Воскресении. Из собственных уст Богородицы он передал нам бесценную историю Божественного Рождества Христова и предшествующие ей события рождения Иоанна Предтечи. А из составленной им книги Деяний мы узнаем о рождении всей Церкви Христовой через сошествие Духа Святого на апостолов.

В заботах о полноте предания апостольского Лука не только оставил нам исторически точное письменное изложение Евангельских событий, но передал и Евангелие иконописное, образ Пречистой Девы Марии и Ее Сына, воплощенного Бога Слова (икону Путеводительницу — Одигитрию).

Апостол Лука адресует Евангелие и книгу Деяний лично некоему «достопочтенному Феофилу» [Лк. 1.3], но имя это означает не что иное, как «друг Божий», поэтому можно догадаться, что истинным адресатом является всякий человек, любящий Бога.

Св.апостол Лука — неотлучный сподвижник апостола Павла, начиная со 2-го его миссионерского путешествия [Деян.16.10]. Он один продолжал «носить тяготы» друга и при последнем заточении апостола Павла, ожидающего казни, когда все другие ученики оставили его [2 Тим. 4.10]. Не раз Лука избавлял апостола Павла от невыносимых физических страданий, так что тот называет его «врачом возлюбленным» [Кол. 4.14].

После казни апостола Павла св.апостол Лука проповедовал в Италии, Греции, Ливии и Египте. Он принял смерть в Греции в возрасте около 85 лет. Его честная глава хранится в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре святой горы Афон и продолжает уврачевывать наши недуги. 

При подготовке материала использована фотография иконы с «Яндекс.картинки».