8 октября — Преставление преподобного Сергия Радонежского

В своем коротком духовном завещании прп.Сергий записал: «Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную; к сим же страннолюбие и смирение».
Но главное завещание преподобного запечатлелось на скрижалях сердец его многочисленных учеников, каждое имя которых звучит как небесная музыка. Среди них: прп.Никон Радонежский — преемник прп.Сергия, прп.Андроник — игумен Спасского монастыря, прп.Савва — основатель Сторожевского монастыря, прп.Феодор и прп.Павел — основатели Борисоглебской обители, свт.Феодор — архиеп.Ростовский, прп.Мефодий (Николояхромский монастырь), блаж.Никита Костромской, прп.Сильвестр — Обнорский монастырь, прп.Павел Комельский, прп.Сергий Нуромский, прп.Кирилл Белозерский и прп.Ферапонт Можайский и многие другие…
Прп.Сергий Радонежский причислен к лику святых в 1422г.
При подготовке материала использована фотография иконы с «Яндекс.картинки».
9 октября — Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Духовные дарования, полученные апостолом в рождении по плоти: открытое пылкое сердце, глубокий сосредоточенный ум, сильная твердая воля, скромность, жертвенность, отзывчивость, устремленность к истине — исполнились в нем обновлением по рождении от Духа Святого силою благодати Иисуса Христа, исполнились верою непоколебимою, любовью совершенною, радостью о Господе, проникновением в глубинные тайны Божии. Он воспринял от полноты Божией «и благодать на благодать» [Ин. 1.16]. Да и собственное имя апостола «Иоанн» значит «благодать Божия».
Получив от пророка Иоанна — Предтечи Господня твердое свидетельство об Иисусе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» [Ин.1.29], будущий апостол со всею решимостью пошел за Христом, нераздельно соединил с Ним свою жизнь, неотступно следовал за Ним, даже когда Иисус был схвачен и предан на распятие. По такой беззаветной любви предусмотрел ему Бог стать в Духе величайшим пророком Нового Завета, пророком о Боге Слове, и о конце мира этого, и о начале мира нового: «Се творю все новое. Новое небо и новую землю. Совершилось!» [Отк. 21.1,5,6]. От Иоанна Богослова узнаем мы самую суть откровения Христова: о божественном бытии Отца и Сына, сущего в недре Отчем, и Духа-Утешителя, Который от Отца исходит, и о цели Боговоплощения («да знают единого истинного Бога» и «да будут все едины», и любовь, которою возлюбил Отец Сына в них будет), и о смысле самой нашей жизни («чтобы они имели радость Мою совершенную»).
Апостол Иоанн — любимейший ученик Иисуса Христа, сыновним словом Самого распятого Спасителя породненный с Матерью Господа, Пречистой Девой Марией. Сродство апостола Пресвятой Богородице можно увидеть и в том бесценном для нас тщании, с которым он впитывал и сберегал в своем сердце каждое слово Иисуса Сына Божия. Благодаря этому мы, читая евангелие, записанное апостолом-старцем через 60 лет после совершения описываемых событий, становимся слушателями живой речи Господа, проникающей до глубины души, и слышим Его так, будто Он обращается непосредственно к нам прямо сейчас.
В конце жизни, не имея возможности самостоятельно передвигаться и будучи приносим в собрание своими сподвижниками, он вставал для проповеди и произносил всегда только несколько слов, составляющих главную заповедь для каждого христианина: «Да любите друг друга!». И от этих слов все собрание исполнялось Духом утешения.
Апостол Иоанн оставил этот мир, когда Церковь Христова уже достаточно укрепилась, приобрела твердые формы епископского управления и была готова к новым испытаниям и новым победам. Среди его учеников наиболее известны епископы сщмч.Поликарп Смирнский и сщмч.Игнатий Богоносец Антиохийский.
По некоторым данным всех лет земной жизни апостола Иоанна было 120, и в этом тоже видна полнота дарований Божиих. Его преставление Богу столь же дивно, как и его исполненная богообщения жизнь. Чувствуя, что все его земное бытие совершилось, и памятуя о своем обещании Иисусу Христу до конца испить чашу служения Христова и креститься Его крещением, апостол повелел своим близким ученикам вырыть крестообразную могилу и лег в нее. Еще дышащего, его накрыли покрывалом и забросали землей. Узнав об этом, община ефесская пришла к могиле учителя и разрыла ее, но никого в ней не обнаружила.
Из сохранившейся до наших дней могилы апостола каждый год 8-го мая выступает тончайший розовый прах. Во все времена верующие собирали этот прах и исцелялись им от болезней.
При подготовке материала использована фотография иконы с «Яндекс.картинки».
9 октября — Свт.Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

Поражает свойственное Святейшему ясное видение самой сути происходящего. В новогоднем слове 1 января 1918г. он говорил:
«Вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет, они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши. Подлинно праведен Господь, ибо я непокорен был слову Его [Плач. 1, 18]. Забыли мы Господа!..»
Божиим даром смиренномудрия победоносного Патриарх Тихон способствовал сохранению Церкви от превращения ее в неуправляемую секту, преодолению обновленческого раскола, становлению ее самостоятельности.
Святитель непрестанно подвергался то заточениям в ГПУ, то домашним арестам. Он пережил три покушения на его жизнь (в 1919, 1924 и 1925 гг.), клевету и предательство, но сам до конца остался верен Церкви, до конца отстаивал ее право и долг нести людям благую весть ко спасению. Преставился свт.Тихон в ночь на Благовещение. Последние слова его были: «Слава Тебе, Боже…Слава Тебе, Боже…Слава Тебе…».
Свт.Тихон причислен к лику святых в 1989 г.
При подготовке материала использована фотография иконы с «Яндекс.картинки».
14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога», — поется в кондаке праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров — омофор (или мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день (1 окт. по ст.стилю) во время всенощного бдения в переполненном молящимся народом храме святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.
Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву. Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — молилась Матерь Божия, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего не услышан». Затем Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».
Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».
«Все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим Омофором». Державный Покров Матери Божией покрыл весь род Христианский на все времена. Православная Россия — удел Божией Матери. Она являлась в ней Сама тем святым, чьи сердца не знали тени порока: прп. Сергию Радонежскому, прп. Серафиму Саровскому и другим. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь многочисленными Своими иконами, ими являя русским людям Свой Покров…» — говорит архимандрит Иоанн Крестьянкин в своем «Слове на праздник Покрова».
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих и отмечается только Русской Православной Церковью, в которой был введен в XII в. святым благоверным князем Андреем Боголюбским. Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в ней икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь, по словам паломника, не знает этого праздника.
По материалам сайта www.sedmitza.ru
15 октября — Сщмч.Киприана и мц.Иустины

Там же жила девица Иустина, благодатию Святаго Духа уверовавшая во Христа и обратившая к вере своих родителей- язычников. Возлюбив Небесного Жениха, Иустина служила Ему прилежными молитвами, постом и воздержанием великим.
Знатный юноша Аглаид, распалившись страстью к Иустине, просил Киприана помочь ему соблазнить девицу. Много усилий приложил чародей Киприан, призывая на помощь силы бесовские, но Иустина теплою молитвою, постом и крестным знамением победила диавола и прогнала его с позором.
Познавший немощь «губителя и обольстителя всех», боящегося даже тени Креста Христова, Киприан пришел в себя, со слезами покаялся во всех своих прежних злых деяниях православному епископу и принял крещение. Он вполне изменил свою жизнь, строго подвизался и оплакивал свои грехи. Вскоре Киприан был поставлен епископом и обратил многих язычников к Церкви Христовой, так что идолослужение стало прекращаться в той стране, а слава Христова увеличивалась. Св.Иустину он поставил диакониссою, а затем игумению в девичьем монастыре.
По наущению злобившегося врага язычники оклеветали Киприана и Иустину, их схватили и предали великим мучениям, а в конце концов осудили на усечение мечом. При гробах святых мучеников происходили многие исцеления притекавшим к ним с верою.
При подготовке материала использована литература: «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского, и фотография иконы с «Яндекс.картинки».
В IV и V веках в Христианской Церкви утвердилось всеобщее почитание святых икон. Однако в VIII веке распространилось суеверное поклонение собственно иконам, а не лицам, на них изображаемым.
К несчастью Церкви, уничтожать суеверие (а вместе с ним иконопочитание вообще) стала гражданская власть, породив ересь иконоборческую. Яростный гонитель иконопочитания император Лев Исаврианин издал в 730г. эдикт о вынесении из храмов всех икон, несогласные подвергались жестоким преследованиям. В 754 году его сын Константин Копроним созвал в Константинополе еретический собор, признавший почитание икон идолопоклонством. Копроним пошел дальше отца — пытался уничтожить почитание святых и их мощей и монашескую жизнь, при нем мощи святых сжигались и бросались в море, а монастыри обращались в казармы и конюшни.
Верующий народ и истинные отцы Церкви (в т.ч. преподобный Иоанн Дамаскин) решительно встали на защиту почитания святых икон, более чем полвека продолжалась борьба.
В 787 году, после смерти Копронима и его сына Льва, Патриарх Тарасий и императрица Ирина созвали в Никее VII Вселенский (2-й Никейский) Собор для утверждения иконопочитания. Всего прибыло 367 отцов, было проведено 8 заседаний. Отцы Собора собрали и обосновали церковный опыт почитания святых икон с первых времен и сформулировали Догмат об иконопочитании, в котором в т.ч. сказано: «…определяем: подобно изображению честного и животворящего креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы… Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей…Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней…».
Согласно определениям Собора, иконопочитание было восстановлено во всех Церквах.
При подготовке материала использована литература: Профессор Н.Д.Тальберг «История Христианской Церкви», издательство им.свт.Льва, папы Римского, Киев, 2007г., и фотография иконы с «Яндекс.картинки».
26 октября — Иверской иконы Божией Матери
В XVII веке будущий Патриарх Московский Никон попросил Архимандрита Иверского Афонского монастыря Пахомия прислать в Москву точный список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Портаитиссы» (Вратарницы) — хранительницы монастыря.
Собрав всю братию, монахи сотворили «великое молебное пение с вечера и до света», освятили воду со святыми мощами и тою водой обливали чудотворный образ. Воду собрали в «великую лохань» и обливали ею кипарисовую доску для новой иконы, затем вновь собрали воду в лохань.
Отслужив с великой верою Божественную литургию, святую воду и святые мощи дали иконописцу — преподобноиноку Иамвлиху, который написал икону «слово в слово новая, аки старая».
По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай, но Сама Божия Матерь помогла им — явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам — мусульманам.
13 (26) октября 1648г. икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа.
В 1669г. копия с иконы, находившейся в царской семье, была установлена при триумфальных Неглиненских (Воскресенских) воротах Китай-Города под деревянным навесом, позднее для нее возвели часовню. С тех пор Вратарница стала Матушкой-Заступницей москвичей: прибывающие в столицу первым делом шли поклониться Иверской, икону возили по домам, служили перед ней молебны, происходило много чудес и исцелений.
В 1929г. часовня была уничтожена, икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках где находится и поныне.
При подготовке материала использована фотография Иконы из Иверского монастыря Святой Горы Афон.
31 октября — Апостола и евангелиста Луки
Лука (Iв.) — составитель третьего Евангелия и книги Деяний Апостолов, апостол из 70-ти, иконописец. Врач милостью Божией, паче всех снадобий почитающий Благую Весть по слову Спасителя: «Исцеляйте больных и говорите им: «приблизилось к вам Царство Божие»» [Лк.10.9]. Посланный Господом в числе 70-ти учеников проповедовать спасение человечеству, с великой радостью благодарил Христа: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» [Лк.10.17]. Тогда же он с другими учениками получил от Сына Божия «власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» [Лк.10.19]. Из всего Четвероевангелия именно в рассказе Луки находим наибольшее число чудес исцелений (17 свидетельств), совершенных Господом нашим.
Евангелист лично был свидетелем крестных мук Спасителя и Его явления по Воскресении. Из собственных уст Богородицы он передал нам бесценную историю Божественного Рождества Христова и предшествующие ей события рождения Иоанна Предтечи. А из составленной им книги Деяний мы узнаем о рождении всей Церкви Христовой через сошествие Духа Святого на апостолов.
В заботах о полноте предания апостольского Лука не только оставил нам исторически точное письменное изложение Евангельских событий, но передал и Евангелие иконописное, образ Пречистой Девы Марии и Ее Сына, воплощенного Бога Слова (икону Путеводительницу — Одигитрию).
Апостол Лука адресует Евангелие и книгу Деяний лично некоему «достопочтенному Феофилу» [Лк. 1.3], но имя это означает не что иное, как «друг Божий», поэтому можно догадаться, что истинным адресатом является всякий человек, любящий Бога.
Св.апостол Лука — неотлучный сподвижник апостола Павла, начиная со 2-го его миссионерского путешествия [Деян.16.10]. Он один продолжал «носить тяготы» друга и при последнем заточении апостола Павла, ожидающего казни, когда все другие ученики оставили его [2 Тим. 4.10]. Не раз Лука избавлял апостола Павла от невыносимых физических страданий, так что тот называет его «врачом возлюбленным» [Кол. 4.14].
При подготовке материала использована фотография иконы с «Яндекс.картинки».