Поездка в Ростовскую землю

14 ноября  2017 года семеро паломников из московского Иверского храма, трое «сочувствующих» из храма Всех Святых на Соколе, отец Димитрий  и двое спутников, Божиим промыслом к нам присоединившихся, совершили поездку в Годеново, Ростов, Варницу и Переславль-Залесский с  гидом-водителем Сергеем из паломнической службы «Маковец».

Фотоотчет регента

В Москве очень много паломнических служб, география их поездок неохватна, но все они, как правило, совершаются в выходные дни – от пятницы до воскресенья. А у нас, служащих в храме на различных послушаниях, в выходные дни нет  возможности никуда уехать из храма из-за служб. Зато на этой неделе сразу несколько будних дней выдались свободными, и появилась мысль, а не воспользоваться ли этой возможностью для поездки по святым местам. Обычно приходится  организовывать такие поездки в будние дни самостоятельно, изучая карту, всевозможные маршруты, святыни и историю, жития святых-устроителей монастыря, расписания богослужений  в святом месте  и транспорта, на котором можно до святыни доехать.

Давно мы мечтали и обдумывали, как помолиться у Чудотворного Животворящего Креста в Годеново, но без машины  добираться туда слишком сложно. Как-то мы собрались поехать туда с нашим священником о. Димитрием на его машине, но в последний момент машина сломалась, и поездка не состоялась. В другой раз  мы хотели поехать туда  с паломнической службой «Ковчег», которая  раз в месяц возит паломников бесплатно, но ко времени поездки кого-то остановили внезапно возникшие дела, а кто-то заболел. И вот мы ждали, что каким-то образом Господь  все равно устроит наше путешествие.

И тут вдруг совпал свободный день у меня и у моих обычных спутников, и мы сначала просто договорились, что воспользуемся этим днем для паломничества, еще не определившись, куда именно поедем. Много было разных идей, куда отправиться, но почему-то первым делом, особенно не надеясь на успешный результат,  я набрала в поисковике «Москва-Годеново», и вдруг открылась страничка паломнической службы «Маковец», о которой раньше я даже не слышала. Это было именно то, что нам нужно: будний день, маленькая группа, возможность что-то изменить по ходу поездки.

Оставались еще сомнения, а не поздно ли нам договариваться о поездке, всего за день, вдруг уже все экскурсоводы куда-то едут, и нам предложат другой день, в который все мы окажемся заняты.

Наутро созвонились со службой, разговаривал с нами гид и водитель Сергей, и чудесным образом он оказался свободен, и уже на следующий день мы ждали встречи с ним у метро Медведково. Однако начало дня не предвещало нам успеха. Сверху шел дождь, снизу чавкала слякоть, Сергей запаздывал из-за того, что при въезде в Москву образовалась огромная пробка…

Но вот он приехал, мы расселись по местам, и путешествие наше началось. Дождь, потом туман, долгая дорога — это все досталось Сергею; а у нас был теплый и уютный автобус, акафист святителю Николаю, потом фильм про Годеновский Крест, и как-то мы не заметили долгой дороги, а когда выглянули в окно, поняли, что попали в сказку: вокруг было белым-бело, заснеженные деревья, тишина и ощущение Чуда.

Но это было, как оказалось, не единственное Чудо.

Накануне Сергей попросил разрешения (!) присоединить к нашей группе еще двух человек, и мы, разумеется, не стали возражать. Оказалось потом, что девушка, которая к нам присоединилась — Татьяна, в тот день, когда я набирала запрос «Москва – Годеново», звонила в паломническую службу и спрашивала, нет ли группы для поездки в Годеново, и ей ответили, что группы нет. Тогда она отправилась в Покровский монастырь и стала молиться  блаженной Матронушке, чтобы та помогла ей, потому что у нее был назавтра день рождения, и она мечтала именно  о таком подарке. И тут мы договариваемся о поездке. Тогда Сергей перезванивает Татьяне, и она получает желанный подарок. И получается, что, когда я не знала, куда поехать, и набрала, как мне казалось, запрос без ответа, моей рукой по клавиатуре двигала сама блаженная Матронушка… И мы получили от нее цель поездки, а Татьяна — группу, к которой она могла присоединиться.

Танюшка
Танюшка

В храме свт. Иоанна Златоуста, где находится Честной Животворящий Крест, великая православная святыня, от которой уже почти шесть веков происходят чудеса и исцеления, народу почти не было – несколько послушниц из Никольского Переславского женского монастыря и человек пять паломников, прибывших на своих автомашинах.

О. Димитрий облачился в фелонь, Сергей поставил аналой,  раздали припасенные тексты акафиста, и отслужили мы молебен с каноном и акафистом Животворящему Кресту.

Молебен перед Крестом. О. Дмитрий
Молебен перед Крестом. О. Димитрий

С трепетом отслужили молебен, спели величание, и величественный «страж» при Кресте открыл нам нижнюю часть особого несгораемого кивота, чтобы мы могли припасть к ногам Распятого Спасителя, поблагодарить Его и принести Ему свои теплые молитвы.

Пречистые Стопы Господни
Пречистые Стопы Господни

Каждого о. Димитрий помазывал  маслом от лампады перед Крестом, которую спускают сверху прямо в руки служащему священнику.

При входе ко Кресту неотлучно стоит земная охрана в казачьей форме с красными лампасами, а при выходе стережет Крест воинственный Святитель Николай Можайский с поднятым обнаженным мечом.

Образ Свт. Николая Можайского
Образ Свт. Николая Можайского

После молитвы мы почувствовали голод, но у Сергея все было продумано: он отвел нас в трапезную, где напоил горячим чаем и накормил коврижками из Троице-Сергиевой Лавры.

Последний взгляд на храм святителя Иоанна Златоустого, и снова в путь.

Храм Иоанна Златоуста в Годеново
Храм Иоанна Златоуста в Годеново

Дальше наш путь должен был  лежать  в село Антушково, где в 1423 г. пастухам в столпе света был явлен с неба Чудотворный Крест,  где построили храм Николая Чудотворца  на месте Его явления – на  осушенном чудным образом Сахотском болоте – и где Он хранился и творил чудеса до времени страшного, когда стали разрушать храмы и жечь святыни. Крест пытались сжечь, но Он не горел, пытались вынести из храма, но Он делался неподъемным, пытались разрубить топорами, но Он остался целым, пока всего несколько верующих людей не унесли Его в Годеново и не спрятали там в храме. Теперь в Антушково, где камня на камне не осталось от бывшего Никольского погоста, построен  монастырь в честь Животворящего Креста и воссоздана копия явленного Чудотворного Креста.

Однако в Антушково мы не решились ехать, потому что из-за погоды дорога бы нас до него не довела.

«Не возражаете ли Вы, если я отвезу вас вместо Антушкова в  Ростов — к мощам Святителя Димитрия Ростовского?» — спросил нас Сергей. Этого не было в программе, и мы только молча кивнули, чтобы не вспугнуть нечаянную радость.

В Ростове мы подъехали сразу к Спасо-Иаковлеву монастырю. Он, конечно, узнаваем по своим готическим башенкам.

Храмы Спасо-Иаковлева монастыря

Первым делом мы направились в храм свт. Иакова, епископа Ростовского, который основал обитель около 1390 г.  Святитель Иаков был поставлен на епископскую кафедру Ростова в 1386 году, и прославился борьбой с ересями и победой над еретиком Маркианом. Но через недолгое время его суд, на котором он оправдал  грешницу словами Христа «пусть первым в нее бросит камень тот, кто сам без греха», не понравился жителям Ростова, и они лишили его епископства и изгнали из города. Тогда свт. Иаков пошел к озеру Неро, развернул свою мантию, возложил ее на воды озера и приплыл на ней  к месту, на котором основал монастырь. Жители города раскаялись, увидев такое чудо, но свт. Иаков больше не вернулся на кафедру Ростова.

Вместо этого он построил себе келью, стал жить в ней, и постепенно к нему стали стекаться за духовной помощью люди. Некоторые из них хотели остаться  с наставником для уединенного жительства. Для них были построены кельи и выстроена и освящена деревянная церковь  в честь Зачатия св. Анны. Так было положено начало монастырю.

Недолго прожил святитель Иаков  в новом монастыре: через два года он преставился ко Господу и был погребен в Зачатьевском храме, у северной стены. В память о покаянии, принесенном изгнанному святителю жителями города, возникла традиция каждый год, 27 ноября, в день памяти св. Иакова,  совершать крестный ход из Успенского собора в Яковлевский монастырь.

Сейчас мощи свт. Иакова находятся под спудом в храме, посвященном его имени, который примыкает к храму Зачатия св. Анны.

Храмы Зачатия св. Анны (голубые купола со звездами и центральный золотой купол) с примыкающим к нему храмом свт. Иакова (зеленый купола) слева собор свт. Димитрия Ростовского (фото взято из стороннего источника)
Мощи свт. Иакова под спудом
Мощи свт. Иакова под спудом

Помолившись над гробом свт. Иакова Ростовского, мы вышли на улицу и еще раз подивились, какую же красоту может сотворить Господь!

Теперь перед нами был собор свт. Димитрия Ростовского, где главные святыни – это мощи самого святителя и его келейная Ватопедская икона Божией Матери, которую еще называют «Отрада или Утешение». Образ этой иконы особенный. На ней изображена Богоматерь, Которой Младенец Своей Рукой пытается заградить уста, а Пречистая отводит Его Руку от Своих уст.

Честные мощи свт. Димитрия Ростовского
Честные мощи свт. Димитрия Ростовского

История этой композиции такова: в Ватопедский монастырь приплыли разбойники, которые хотели убить монахов и разграбить монастырь. Матерь Божия, по своему великому милосердию, хотела предупредить  игумена об опасности, грозящей монастырю, а Младенец, желая наказать нерадивых монахов за грехи, поднял Свою Руку, чтобы заградить уста Своей Матери. И слышит игумен, как Иисус говорит: «Нет, Мать Моя, не го­во­ри им это­го: пусть они на­ка­жут­ся за гре­хи свои». Но Бо­го­ро­ди­ца, укло­ня­ясь от Его ру­ки, дву­крат­но про­из­нес­ла те же сло­ва: «Не от­вер­зай­те се­го­дня врат оби­те­ли, а под­ни­ми­тесь на сте­ны мо­на­стыр­ские и раз­го­ни­те раз­бой­ни­ков».

Эта икона  теперь находится в Дмитровском соборе рядом с мощами святителя. Мощи святителя Димитрия были обретены в 1752 году, а через пять лет, в 1757 году, на Пасху, были провозглашены святымиРостовский митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в XVIII столетии. У гроба ростовского владыки происходили сотни исцелений. Иаковлевский монастырь, хранивший чудотворные мощи святителя, стал центром паломничества для многих страждущих, стремившихся прикоснуться к новому источнику Божественной благодати.

Спели мы тропарь и величание святителю, отец Димитрий прочитал молитву и, припав к святой раке с мощами, мы испросили у свт. Димитрия благодатной помощи в изучении и в понимании нашей веры православной и в том, в чем каждый из нас нуждался больше всего.  Напротив гробницы с мощами стоит витрина с двумя томами прижизненного издания Четьих-Миней, над составлением которых так усердно трудился святитель.

Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского., прижизненное издание
Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского. Прижизненное издание

Пора было двигаться дальше, хотя уезжать из монастыря совсем не хотелось. Столько еще тайн осталось неразгаданными… Поклонившись у дверей и бросив последний взгляд на внутреннее убранство Собора, мы вышли на улицу.

Собор свт. Димитрия Ростовского. Интерьер
Собор свт. Димитрия Ростовского. Интерьер

А на улице Сергей повел нас в монастырскую лавку. Чего там только не было! И молоко  — козье и коровье, и кефир, и йогурт, и сыр всякий разнообразный, а пирожков разных вообще не счесть! И все это богатство земное трудами монастырскими соделывается.

Теперь наш путь лежал в Варницу, место, где жили бояре Кирилл и Мария, и где родились их три сына Стефан, Варфоломей и Петр.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь
Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь

Троице-Сергиев Варницкий монастырь основан ростовским архиепископом Ефремом в 1427 году в Варницкой слободе на окраине города Ростова на месте рождения преподобного Сергия Радонежского, спустя пять лет после обретения его мощей, как памятник преподобному. В 1919 году Троице-Сергиев монастырь был закрыт, а в последующие годы почти полностью разрушен. Был уничтожен Троицкий собор, ограда, жилые и хозяйственные строения, по территории проложена автомобильная дорога. Уцелели лишь перестроенная Введенская церковь (в ней устроили инкубатор птицесовхоза) и несколько келейных корпусов.

Сергей показал нам фотографии состояния территории монастыря в советское время. Действительно, через пустошь проходила дорога, и больше ничего не было. И вот мы стоим на этой дороге, войдя в ограду возрожденного монастыря. Справа – церковь Введения Богородицы во Храм, которая была построена на месте, где стоял дом родителей прп. Сергия. Слева выстроена церковь прп. Сергия – легкая, светлая, радостная.

Внутри храм прп. Сергия оказался тоже на удивление хорошим – белые стены и торжественный многофигурный и многоярусный иконостас. Всем показалось в этом храме тепло и очень хорошо. А за оградой монастыря, на небольшом пригорке, нам показали Поклонный Крест, поставленный на месте, где произошла встреча отрока Варфоломея с Ангелом в облике монаха, после которой отрок превзошел своих братьев в учении. Сейчас в монастыре устроена православная гимназия, и гимназисты перед экзаменами прибегают ко Кресту помолиться о своих успехах.

Картина Михаила Нестерова Видение отроку Варфоломею
Картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890 гг.), Третьяковская галерея, Москва
Поклонный Крест на месте памятного дуба
Поклонный Крест на месте памятного дуба

Стало уже смеркаться — ноябрьские дни коротки — пора было ехать домой. Мы попрощались с Варницей, сели в автобус и отправились назад, в Москву.

Красный куст на белом снегу
Красный куст на белом снегу

Обратная дорога была хоть и долгой, но не тягостной, потому что Сергей поставил нам документальный фильм еп. Тихона Шевкунова о Псково-Печерском монастыре. Это очень хороший фильм  — с живыми людьми, с живыми отношениями между ними, с живой любовью друг ко другу.

Отзыв о паломнической службе

Как же отозваться о паломнической службе «Маковец»? Во-первых, хочется сказать, что это верующие люди, любящие свое дело. Во-вторых, что делают они его профессионально и очень организованно. В-третьих, что продумывают все детали и заботятся о людях.                В-четвертых, что у них есть гибкость и готовность менять программу на ходу, исходя из меняющихся обстоятельств. Ну, и в-пятых, отдельно о Сергее хочется сказать, что это человек мужественный, который сам молча нес все трудности долгого путешествия по плохой и тяжелой дороге, обращаясь с нами бодро, весело и внимательно.

Подводя краткий итог, скажу, что именно такой паломнической службы нам не хватало! Здравия и спасения, долгих лет жизни да пошлет Господь этим людям!