Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Поездка Тверь-Валдай. Николаевский Малицкий мужской монастырь

Четверг Окт 11, 2018

Раннее светлое утро. Метро «Волоколамская», мы радостные, счастливые от встречи и ожидания предстоящей поездки. Вот и Татьяна Алексеевна — наш вдохновитель и организатор, а мы под ее крылом. Сейчас подхватит нас Сережа, всеми любимый и уважаемый наш водитель и экскурсовод в поездках (паломническая служба «Маковец»). Все, кто в первый раз с ним встречается, поражаются его деликатности, воспитанности, вниманию к нам – суетным, беспокойным и жаждущим постоянно что-нибудь жевать, грызть и пить в автобусе, что категорически запрещено в самой корректной форме.

Вот и автобус. Сели. Поехали. Радостно молимся Святителю Николаю, да поможет нам в пути. Время летит быстро, вот мы уже и в Тверской области. В 6 километрах от Твери, у реки Малицы, открывается нам отстроенный заново Николаевский мужской монастырь, основанный в конце XVI века. Обитель была очень бедна. В 1675 году она полностью сгорела. На пепелище уцелел только образ Святителя Николая Чудотворца, который с того времени стал почитаться как чудотворный, к нему стекалось множество богомольцев.

В 1742 году перед образом Святителя исцелилась графиня Мавра Шувалова и в благодарность за исцеление дала обет выстроить в монастыре 6 церквей. Прекрасный собор, несколько храмов, корпуса, окруженные каменными стенами, свидетельствовали о признательности графини.

В 20-ый век монастырь вошел во всем своем благолепии, но в советские годы все было разрушено, и лишь развалины братского корпуса напоминали о былой славе.

В Твери не осталось ни одного мужского монастыря. Тверской Отрочь монастырь, Свято-Успенский Желтиков монастырь… Остались от них одни воспоминания. Хотя сама мысль о восстановлении казалась невозможной, тем не менее, по Божьему благоволению, решено было восстанавливать именно Никольский Малицкий монастырь. Но как, в каком виде его восстанавливать?

По мнению историков-искусствоведов, архитектурный ансамбль Николо-Малицкого монастыря ко времени его ликвидации состоял из разностильных элементов, складывавшихся с конца XVII и вплоть до начала ХХ века. Полного описания и тем более результатов точного обмера большинства исчезнувших зданий и сооружений не сохранилось. Создавать некий приблизительный «новодел» вовсе не значило подлинного возвращения прежнего монастыря, который за свою достаточно долгую историю не раз менял свой внешний облик.

В эту пору будущему настоятелю монастыря довелось побывать на Афоне и ощутить могучую духовную силу, наполняющую афонские монастыри.  С  той  поры  желание  перенести  хотя бы частичку святогорского  благочестия на тверскую землю не   оставляло его. Поездки на Афон продолжались, и продолжался поиск образца для первого монастырского храма, который и внешним видом,   и внутренним устройством должен  был   соответствовать строю богослужений,  характерному для афонских монастырей. За основу после долгих размышлений был взят храм Святого Пояса Богородицы Ватопедского монастыря. Его размеры примерно совпадали с размерами Покровской церкви Николо-Малицкого монастыря.

Время шло, и в 2008 году по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора монастырь был возобновлен. В возрождающейся обители был введен афонский устав, и богослужения стали совершаться по святогорскому чину. Постепенно восстанавливаются монастырские строения: Покровский храм, трапезная, корпуса. Появляются желающие подвизаться под кровом святителя Николая, а богомольцы снова имеют возможность молиться перед древним чудотворным образом.

Мы, затаив дыхание, входим на территорию монастыря. Тишина, покой, умиротворение. За стенами оставлены разговоры, сомнения, тревоги.

 

«Когда мы приходим в Храм, пусть нас не одолевают суетные мысли и мечтания, пусть ум будет занят только одним: тайной, сокровенной молитвой, совершаемой в сердце. То есть здесь, в святых храмах Божиих, нам открывается особое присутствие Божие, особое благодатное действие на нас Духа Святого, освящающее и оживотворяющее, дающее нам силы жить и спасаться», — учат святые отцы.

В Покровском храме прикладываемся к святым иконам. В храме одна-одинешенька дежурит внимательная старушка-свечница, которая аккуратно приняла от нас требы, помогая все правильно записать.

Помолились перед святыми иконами, подали записки и собираемся ехать дальше. Но святитель Николай не хочет нас отпускать: впереди самое интересное. К нам вышел иеромонах Никодим. Внимательно и осторожно начал он с нами беседу, но с каждой минутой теплели его глаза, появилась легкая улыбка в уголках губ. Он поверил нам, а мы поняли, как дороги ему монастырь и храм, в котором мы находились.

Рассказав историю чудотворной иконы святителя Николая, историю монастыря, о. Никодим обратил наше внимание на то, что за богослужением в монастыре принципиально не используется электричество, и вся служба совершается только при свечах. Это создаёт особый молитвенный настрой.

Первое, что бросается в глаза при входе в церковь, это низко висящие паникадила (церковные люстры). До них можно дотянуться рукой. Так устроено специально. Алтарники, прислуживающие на службах, используя длинные шесты, периодически возжигают и тушат свечи на высоких под-свечниках и паникадилах. На самые важные моменты службы братья вручную приводят в движение паникадила, подвесные лампады и хорос. Горящие свечи, качающиеся паникадила создают торжественное, праздничное настроение у молящихся. Свет от горящих свечей отражается на позолоченных нимбах святых, изображённых на фресках; блики переливаются, играя по всему храму. В этот момент кажется, что святые оживают, приходят в движение и молитвенно соучаствуют нам в церковном торжестве.

Сегодня такой ритуал можно увидеть только на Святой Горе Афон, куда он был перенесён из собора Святой Софии в Константинополе. Вращение церковных светильников имеет глубокий духовный смысл. Одному святому старцу, жившему на Афоне в 9 веке, было видение: во время литургии, когда хор умилительно пел херувимскую песнь, вся церковь наполнилась ярким светом, отверзлись небеса и множество ангелов в ликующем восторге летали по храму и своими крыльями задевали светильники, приводя их в движение. Святой Николай Кавасила, богослов и мистик 14 века, смысл вращающихся под церковными сводами свечей толковал как движение звёзд в космосе, славящих своего создателя Бога.

Есть строгий устав, согласно которому количество зажженных свечей соответствует разряду службы. Чем торжественнее церковный праздник, тем больше свечей возжигается на светильниках.

Всего в храме 190 свечей и 7 видов светильников, каждый из которых бывает задействован за богослужением в свое время. Одни светильники, такие как шарообразные люцерны или святогорские фанарии – большие стеклянные чаши с маслом, подвешенные на цепях – горят на протяжении всей службы, образуя в темноте «дежурное» освещение; другие светильники – металлические маслёнки, драконтии, хорос – зажигают только на особо важные моменты службы. Также под сводами храма подвешены 5 литых крестов. Такую необычную форму лампы в виде креста (Ставрос) в 4 веке придумал Свт. Иоанн Златоуст.

С тех пор и до нынешнего дня, такие «ставросы» составляют неотъемлемую часть любого афонского храма. Во время Утрени, на Полиелее, а также на Литургии специально назначенные братья, с помощью тросов, опускают кресты вниз и зажигают на них керосиновые маслёнки.

По святогорскому уставу на воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней светильники означают и Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освященных благодатию Святого Духа, горящих огнем любви к Богу.

Мы стояли и представляли этот свет и красоту – тонкий, легкий свет. В это время о. Никодим с помощью длинного шеста с крюком на конце раскачал последовательно хорос (так бывает на полиелейных службах), потом центральное паникадило (на двунадесятых праздниках), а потом и все боковые паникадила (так бывает только на Пасху). Одновременное движение всех светильников создало мистическое ощущение необъятного пространства, неба, отверстого на земле.

Правый придел храма используется сейчас как исповедальня. Это небольшое помещение, на стенах лики святых и большая икона «Не рыдай мене Мати». Роспись придела еще не закончена. Над ней работают художники и наш знакомый О. Никодим (он оказался иконописцем).

Замечательные настенные росписи храма «Ангелы помогают душам взойти по лестнице на небо», на западной стене по традиции – «Страшный Суд» — демоны, грешники, пламя, ужас… Подумалось: «Помоги нам, Господи, помилуй и спаси!»

 

А вот сюжет с иконой святителя Николая и монахами – живые, современные лица, тут и игумен о. Борис, и братия, и среди них – наш о. Никодим.

«Подождите, еще не все! – говорит о. Никодим и выносит откуда-то сбоку большую доску. Заинтригованные, мы замерли и стоим. Оказалось, что он вынес не доску, а длинный раскладной стол и пытается в одиночку его раскрыть и поставить. Но, несмотря на нашу помощь, что-то не получается. Тогда о. Никодим уносит сломавшийся стол и начинает приносить и ставить в ряд перед главным алтарем тумбочки. А на них из алтаря выносит ковчежцы со святыми мощами.

И вот перед нами стоят в ряд драгоценные сосуды с мощами святого великомученика и Победоносца Георгия, святой равноапостольной Марии Магдалины, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преподобного Саввы Вишерского и святителя Арсения Тверского. Радость, благодарность и умиление переполняют наши души, мы прикладываемся к мощам и, чтобы хоть как-то выразить свои чувства, просим у о. Никодима разрешения спеть тропарь святителю Николаю как покровителю этого монастыря, где мы получили от Бога столько благих даров. От всей души поем тропарь, кланяемся и уже собираемся прощаться с о. Никодимом, но он напоследок делает нам еще один, последний подарок. Он зовет нашего баса, Николая к аналою, задает тон и велит Коле держать эту ноту, иссон, а сам поет византийским распевом тропарь «Богородице, Дево, радуйся». (В монастыре все службы поют византийским пением).

Выходим из храма. Все преобразились, исчезла усталость от долгого пути, засияли глаза, появились улыбки на лицах. Расстаемся с о. Никодимом друзьями, уезжаем с искренней благодарностью и теплотой.

Помоги Господи и святитель Николай братии этой святой обители!

Паломническая поездка прихожан Иверского Храма по маршруту Тверь – Валдай состоялась в июле 2018 года.

При подготовке рассказа о поездке были использованы материалы с сайта Николаевского Малицкого мужского монастыря.

 

 

 

 

Этапы Возрождения Храма: 1994 — 2019гг.

Храм открыт ежедневно с 8.00 до 18.30

Начало вечернего богослужения в 17.00.

Начало Божественной Литургии:
в Воскресенье в 9.00,
в другие дни – в 8.00.

Подробнее о богослужениях на ближайший месяц — см. Расписание.

Крещение и Венчание

Таинства Крещения и Венчания совершаются после проведения огласительной беседы.

Записаться на огласительную беседу можно на Свечном Ящике.

Духовное просвещение

В Храме проводятся занятия по курсу «Введение в язык Православного Богослужения».

Проводит занятия регент Зимелева Т.А. по воскресеньям после Литургии.