Преподобный Прохор чудотворец

 

День памяти: 23 февраля н.ст.

Икона прп. Прохора чудотвореца

В  дни  княжения  в  Киеве  Святополка  Изяславича  много  насилия было нанесено  князем  народу. Без вины разрушил он дома сильных и у многих отнял имения.  За то Бог и попустил, чтоб поганые осиливали его и во время державы его  было  много  нападений  половцев и, кроме того, междоусобная брань, так что бывал тогда не раз голод и великая скудность на Русской земле.

В  эти дни пришел из Смоленска в Печерский монастырь блаженный Прохор к игумену   Иоанну   и  принял  от  него  святой  ангельский  образ.  Стал  он подвизаться  крепко  в  добродетелях  и приучил себя к великому воздержанию, так  что лишил себя и обычного хлеба, но сбирал он траву лебеду, и, протирая ее  своими  руками,  делал  себе  хлеб  и  им  питался.  В  летнее  время он заготовлял  его  на  весь год и, когда снова наступало лето, делал то же для будущего  года,  так  что  во  всю  жизнь  он не нуждался в обычном хлебе, и прозван  он  был  «лебедник» потому, что кроме просфоры в церкви, в келии не ел никогда даже овощей, но только лебеду, и не пил ничего, кроме воды.

Бог,  видя  терпение  святого в таком воздержании, сотворил для него ту горечь  хлеба,  сделанного  из  лебеды, в сладость. И была ему вместо печали радость.  Никогда  не  скорбел этот блаженный, но в радости работал Богу. Не страшился  он никогда набегов неприятелей, потому что жил как птица, не имея ничего,  кроме  лебеды, так что не мог он сравниться с евангельским богачом, говорившим  «Душа!  много  добра  лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей,  веселись!» (Лк. 12:19). Но и за траву ту, заготовленную на год, укорял он  себя,  говоря  «Прохор,  в  эту  ночь  возьмут  у  тебя душу твою, а что приготовил  ты  —  кому  будет?»  На  деле  исполнил  этот  блаженный  слово Господне:  «Взгляните  на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницу,  и  Отец  ваш  Небесный  питает  их»  (Мф.  6:26). Подражая птицам, преподобный  легко  проходил  туда, где росла лебеда, и оттуда приносил ее в монастырь  на  плечах,  как  на  крыльях. И так питался он несеянной пищей с непаханной земли, как птица.

Во  время  этих  подвигов святого начался в Русской земле от постоянных войн  великий голод, так что смерть угрожала людям. Бог же, желая прославить угодника  Своего  и  помиловать  людей  своих,  умножил  тогда произрастание лебеды  более  чем  в  другие  годы;  и  потому  блаженный Прохор все больше трудился,  беспрестанно собирая эту траву, растирая ее руками и делая из нее хлебы,  которые  раздавал  неимущим и погибающим от голода. Некоторые, видя, как  он  собирал  лебеду,  начали  также собирать, чтоб пропитаться во время голода,  но  не  могли  есть  от  горечи. Тогда все нуждающиеся обратились к святому,  и  он  не  отказывал  никому  в своем хлебе из лебеды. И всем вкус этого  хлеба  казался  сладким,  как  будто  он  был смешан с медом, так что охотнее  хлеба  печеного  из  пшеницы  брали  этот хлеб, испеченный из травы руками  блаженного Прохора. Но замечательно и то, что хлеб этот, только если давался  блаженным с благословением, казался светлым, чистым и был сладок на вкус;  а  если  кто брал его тайно, он становился черен, как земля, и горек, как  полынь. Один из братии взял у блаженного хлеб тайно, без благословения, и  начал  есть.  И  он оказался в руке его как земля, а во рту горьким сверх меры,  так  что он не мог его есть. Так случалось несколько раз. Он стыдился открыть  блаженному  этот  грех  и просить у него хлеб с благословением. Но, будучи  очень голоден, и не в состоянии выносить позывов голода, видя смерть пред  глазами  своими,  пришел к игумену Иоанну и рассказал ему происшедшее, прося  прощения.  Игумен,  не поверив рассказу, приказал другому брату взять тайно  хлеб  у  святого,  чтобы  видеть  истину,  так ли это. Когда хлеб был принесен,  оказалось  то  же, что говорил первый брат: никто не мог есть его от  горечи.  Этот  хлеб  был  еще  в  руках  их, когда игумен снова послал к святому  попросить  хлеба  от  его  благословения.  «Уходя от него, — сказал игумен,  —  возьмите  тайно  и другой хлеб». Когда эти хлебы были принесены, хлеб,  взятый  тайно,  изменился  перед ними и стал черным как земля и горек как  полынь,  как и первый хлеб; а хлеб, взятый из рук его, казался чистым и был  сладок  как мед. После этого чуда прославился Прохор повсюду и, напитав алчущих, оказал пользу многим.

После  этого  Святополк  Изяславич,  князь Киевский, начал междоусобную брань  с  Давидом Игоревичем, князем Владимирским, за ослепление на Требовле князя   Василька   Ростиславича,   которого   приказал  ослепить  Святополк, прельщенный  Давидом  Игоревичем; также и с Володарем  Ростиславичем, братом Василька,  князем  Перемышльским, и с самим Васильком за область отца своего Изяслава,  которую  захватили  Ростиславичи. И уже сам Святополк возвратился из  похода  в  Киев, прогнав Давида к ляхам и посадив в его городе Владимире сына  своего  Мстислава,  но не одолел Володаря и Василька и послал на них с Уграми  другого  сына своего Ярослава. В это время, при великом нестроении и беззаконных  грабежах, не пропускали к Киеву купцов от Галича и Перемышля, и не было соли на всей Русской земле — и тогда народ был в великой печали.

Блаженный  же Прохор, видя эту скудность, собрал в келию свою множество пепла  со всех келий и, помолясь Господу, начал раздавать всем нуждающимся в соли  тот  пепел,  из  которого для всех молитвами блаженного образовывалась чистая соль.

И  чем  больше  он ее раздавал, тем больше она умножалась, так что было достаточно  не  только  для  монастыря,  но  и мирские люди, приходя к нему, разбирали  во  множестве  для  нужд  своих  домашних.  Ничего  не брал за то святой,  но  раздавал  даром  всем,  кто  требовал. И можно было видеть, как базар пустеет, а монастырь полон людьми, приходящими для получения соли.

Тогда  воздвиг  враг  великую  зависть  в  купцах,  продававших соль на торгу,  лишенных  вдруг  ожидаемых  барышей.  Ибо  они рассчитывали в те дни приобрести  за  соль богатство всего мира, но сильно в этом ошиблись, потому что  прежде  продавали  слишком  дорого, потом уж никто не покупал и дешево. Собравшись  вместе,  все  торговцы солью пришли к князю Святополку с жалобой на  блаженного:  «Прохор,  черноризец  Печерского  монастыря,  отнял  у  нас большие  деньги:  всех неотступно привлек он к себе за солью, а мы, платящие тебе  подати,  не можем сбыть своей соли и через него разорились». Князь же, выслушав  их,  замыслил  две  вещи  —  и прекратить их жалобы, и себе нажить денег.  И  решил  он  с  советниками своими поднять цену соли, и, отняв ее у Прохора,  самому  быть  ее  продавцом  через  своих людей. И обещался он тем крамольникам:  «Ради  вас  ограблю  монаха».  Мысль  же  о  наживе  своей он скрывал,  желая угодить им, главным же образом готовясь из зависти ввести их в  еще  большие  убытки  —  потому  что зависть не может мириться с тем, что полезно  для  других. Святополк послал забрать всю соль у Прохора. Когда она была  перевезена,  он  пришел  сам  посмотреть  на нее с теми крамольниками, которые  жаловались на блаженного, и все увидели, что пред их глазами пепел. Князь  приказал  некоторым  попробовать,  и  также во рту их оказался пепел. Много  дивились  они этому изменению и недоумевали. Желая узнать вернее, чем все  это  кончится,  князь  приказал  сохранить  пепел  до  трех  дней.  А к блаженному,  по  обычаю,  приходило множество народа, чтоб получить соль, но узнав  о ее разграблении, возвращались с пустыми руками, проклиная того, кто это  сделал.  Блаженный  же  сказал им: «Когда соль будет высыпана от князя, тогда  пойдите  собирать  ее  себе».  Князь, продержав  ее до трех дней и не получив  ничего,  кроме  пепла, приказал ночью высыпать ее вон. А тот пепел, который  высыпали,  снова  превратился в соль. Узнав об этом, граждане стали стекаться  и  с  радостью  собирали ее. Когда совершилось это дивное чудо, в ужас  пришел  князь,  позволивший  себе  насилие. И так как он не мог скрыть этого  дела,  ибо  оно совершилось перед всем городом, начал он исследовать, что  это  такое.  Тогда  рассказали  ему все, что делал блаженный Прохор: не только  о  той  соли,  бывшей из пепла, но и о хлебах из лебеды, которыми он пропитал  множество  народа,  и  как  оказывались  они  сладкими,  когда кто получал их из его рук с благословением, и горькими, когда кто брал тайно.

Узнав   об  этом,  князь  Святополк  устыдился  своего  дела,  пошел  в Печерский  монастырь  и  примирился  с  игуменом Иоанном. А прежде он имел с игуменом  вражду  за  обличение в ненасытной алчности и в обидах народу, так что  он  даже  заточил  его  в  Турове; но, убоявшись навлечь на себя вражду благочестивого  князя  Владимира  Мономаха,  вскоре возвратил его с честью в Печерский монастырь.

Из-за  этих  чудес  Святополк  стал  с  тех  пор иметь великую любовь к Пресвятой  Богородице  и  преподобным  отцам Антонию и Феодосию Печерским. А блаженного  Прохора  очень  почитал и угождал ему, зная, что он истинный раб Божий.  Пред  ним  он  дал  обещание Богу никому больше не творить насилия и укрепил  это  слово,  говоря блаженному: «Если я, по изволению Божию, прежде тебя  отойду  от  этого  мира,  ты  своими  руками положи  меня в гроб, чтоб показать  надо  мной  твое незлобие. Если же ты преставишься прежде меня, я, взяв  тебя  на  плечи,  внесу  тебя  в  пещеру, чтоб за то Господь подал мне прощение тяжкого моего греха пред тобой».

После  этого  разговора блаженный Прохор прожил немало лет Богоугодно в непорочном  и  жестоком  житии  и потом разболелся. Князь же Святополк был в походе   против   половцев.   Тогда   блаженный  послал  к  нему  с  вестью: «Приблизился  уже  час  исхода  моего  из  тела;  если хочешь исполнить свое обещание   и   получить  от  Бога  прощение  грехов,  приди,  чтоб  получить разрешение  и  своими  руками  положить  меня в гроб. Ожидаю прихода твоего. Если  же  ты  замедлишь,  и я отойду без тебя, то не моя будет вина, и поход окончится  не  так,  как  если  бы  ты  пришел  ко  мне». Получив эту весть, Святополк  оставил  войско  и  пришел вскоре к больному Прохору. Преподобный много  поучал  князя  о  милостыне,  о  будущем  суде,  о  вечной  жизни и о бесконечных  муках,  дал  ему  прощение и благословение и простился со всеми окружавшими князя. Потом, воздев руки к небу, предал дух свой в руки Божии.

Князь  же  с черноризцами, взяв тело преподобного, отнес его в пещеру и своими  руками  положил  его  во гроб. Потом он отправился в поход и одержал великую  победу  над  безбожными  агарянами, пленил все области Половецкие и привел  пленных  в  свою  землю. Эта победа, дарованная Богом Русской земле, была  одержана  по  предсказанию милостивого блаженного Прохора. И с тех пор князь  Святополк,  идя  в  поход  или  на охоту, всегда приходил к Печерский монастырь   для   благословения   и  с  великим  усердием  и  благодарностью преклонялся  в  Богом  созданной  церкви  пред  чудотворной иконой Пресвятой Богородицы  и  пред  гробом  преподобного  Феодосия,  также  и в пещере пред гробом  преподобных  Антония  и  Прохора  и  всех прочих преподобных, и лишь тогда  отправлялся  в  путь.  И счастливо шло княжение его, получившее после многих   кар   Божие   благословение   через  преподобного  Прохора,  и  сам Христолюбивый  князь  Святополк  Изяславич,  быв сам свидетелем, исповедывал всем явно чудеса и знамения этого угодника Божия.

Тропарь, глас 4:

Преподобне и чудотворче, отче Прохоре, / препитавый во гладе алчущия хлебом от былия и солию от пепела, / напитай и нас пищею духовною, / моля Христа Бога о душах наших.

Кондак, глас 2:

Велиим воздержанием удручая плоть свою, святе, / лишився пищи человеческия,/ зелием и травою вместо хлеба, пепелом же, аки солию, питался еси, / чудодейственне Прохоре. / Еже видя, Господь преложи зелие во хлеб и пепел в соль, / имиже ты множество гладных препитал еси, / тем тя чтим и ублажаем.

 

 Прп. Исаия чудотворец Прп. Исаакий затворник

Полный список мощей святых в мощевике Иверского Храма на Всполье