Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15; 13)

Возлюбленные братия и сестры, Святая Церковь, как чадолюбивая мать, нежно печется о нашем спасении, учитывая все наши человеческие немощи и стараясь нас благодатно подкрепить в моменты нашего расслабления. Вот и сегодня Святая Церковь для нас с вами вынесла на середину святого храма Святой Животворящий Крест, чтобы, лобызая его, мы черпали от него для себя бодрость духа и силы на дальнейшее совершение поприща святых дней Великого поста. Воспоминание о Кресте Христовом, поклонение ему и лобызание его составляет для христианина наилучшее утешение во всех скорбях его и бедствиях и особенно ограждает его от лукавых духов на всех путях его нравственной жизни.

Такова сила Животворящего Креста Христова, поэтому и в преполовение Великого поста, когда силы подвижников ослабевают и христиане утомляются, Церковь изнесла его для лобзания и созерцания. Ведь каждый из верующих знает, что нелегки подвиги поста внешние, когда мы стараемся воздержаться от известного рода пищи с соблюдением умеренности ее, но еще труднее подвиги поста и покаяния духовные.
В самом деле, связать язык свой от злословия, воздержать себя от злопомнения, подавить в себе дух самолюбия, стараться совершить коренной переворот в пользу добра во всем своем существе — это подвиг трудный в высшей степени.

Греховное начало, раз возобладавши в человеке, нелегко поддается ограничению, усмирению и подавлению. Подавленное в одном направлении, оно обнаруживается в другом и, нарушая покой душевный, возбуждает брань духовную. Вот поэтому-то часто и у самых благочестивых и ревностно настроенных к покаянию христиан является как бы некоторое утомление на пути покаянного подвига, их нравственное напряжение как бы ослабевает. Все это Святая Церковь знает и поэтому под сень Креста призывает всех утомленных и уставших от подвига Великого поста. Как путник, который среди пути, уставши, сядет отдохнуть под тень ветвистого дерева, бывает особенно счастлив в это время, так и для благочестивого христианина такое же значение имеет изнесение Креста среди подвигов великопостного времени.

Воспоминание о Кресте, о пострадавшем на нем ради спасения людей Христе Спасителе, о тех благодатных средствах, которые Он даровал всем труждающимся и обремененным для их нравственного подкрепления, — все это может ободрить и освежить благочестивую христианскую душу, облегчить и успокоить ее скорби и томления.

Есть, наконец, и такие христиане, которые вовсе не слушают голоса Церкви, они продолжают жить по прежнему своему греховному образу: пища у них остается все та же изысканная, те же забавы и удовольствия, те же пересуды, злословие, суета, пустословие, тщеславие. Таким-то людям Крест Христов говорит, чтобы они образумились, он грозит им скорым явлением Божественного Судии и строгим судом Христовым. Горе вам, если предстанете пред Ним неисправленными и неочищенными!

Бог поругаем не бывает, строго отмстит Он поправшим крестные заслуги Его и спасение свое. Так каждому небрегущему о своем спасении вещает Крест Христов, чтобы как-нибудь устрашить и устыдить всякого человека, еще не потерявшего окончательно своей совести. Не вострепещет ли всякая душа от страха, помышляя о своей виновности пред Распятым Христом? Но вместе с грозным напоминанием о суде и мздовоздаянии строгом Крест напоминает нерадящим о своем спасении и то, что еще не все потеряно для них, если они не закоснеют в своих грехах; что Крест Христов, будучи знамением будущего Суда, вместе с тем есть и знамя любви, беспредельной, безграничной любви к нам Спасителя и Господа; что эта именно бесконечная любовь довела Его до Креста, до смерти, а поэтому отчаиваться не следует. Господь готов в любую минуту простить и принять покаяние. Так, износя на средину храма Крест Христов для обличения небрежных христиан, Святая Церковь в то же время и ободряет их, и путем обличения и ободрения направляет на путь спасения. Вот для какой цели изнесен ныне на средину церкви Святой Крест Христов.

Что нам говорит Крест Христов? Для каждого из нас он вразумительно говорит, что положивший на Кресте Свою душу за нас Господь наш Иисус Христос возлюбил нас наибольшею любовью — любовью до положения души Своей за нас. И какая любовь человеческая, даже самая самоотверженная, может сравниться с любовью Господа нашего Иисуса Христа к нам? Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5, 6-8). Христос Свою беспредельную любовь к нам доказывает тем, что Он, будучи Истинным Богом, восседающим на Престоле славы Своея, сходит с Неба на землю, делается человеком, вступает в тягостные условия жизни человеческой, терпит лишения, скорби, труды, с лишком тридцать лет носит в Себе мысль, что Он должен тяжко пострадать на Кресте, три с половиною года терпит при Себе Иуду-предателя и обращается с ним, как с другом, наконец, подвергается ужаснейшим унижениям, мучениям, смерти — и при всем том нимало не охладевает в Своей любви к человеческому роду, который довел Его до Креста! Напротив, Он день и ночь с полною любовью заботится о спасении людей, наставляет их с терпением и снисходительностью, благотворит им, врачует их, воскрешает мертвых, прощает людям их злобу и ожесточение, плачет об их упорстве и погибели, молится Отцу Небесному даже за Своих распинателей, моля о прощении им тяжкого греха – греха христоубийства. Жертва любви, принесенная Богочеловеком за нас, так велика, что мысль человеческая теряется, когда старается обнять ее и уяснить себе. Невозможна любовь, большая любви к нам Богочеловека, положившего душу Свою даже не за друзей, а за врагов Своих.

Обыкновенно, по естественному закону и по чувству справедливости и благодарности, на любовь отвечают любовью, любовь одной стороны вызывает любовь и другой. Потому и мы на беспредельную любовь к нам Спасителя должны отвечать полною, готовою на все жертвы любовью к Нему. Любим ли мы Господа нашего за Его безграничную любовь к нам? Ответом на этот вопрос служит наша жизнь, наше поведение. Признаком истинной любви людей к Спасителю Он Сам поставил исполнение людьми Его заповедей: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня… Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14, 21, 23). Потому, если в жизни нашей осуществляется Закон Христов, если мы исполняем Его заповеди и соблюдаем слово Его, то мы истинно любим Его. Если же мы поступаем вопреки Его заповедям, то или вовсе не любим Его, или же любим только на словах, или языком.

Одну из заповедей Христовых мы слышали из ныне чтенного Евангелия: «Кто хочет идти за Мною, — говорит Господь, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Эта заповедь Христова требует от нас, чтобы мы отверглись себя, то есть отказались от своего самолюбия, от всех греховных пристрастий и греховных дел и вообще от своей воли, и подчинили свою волю беспрекословно воле Божией. Заповедь требует далее, чтобы мы взяли крест свой, то есть терпеливо и покорно несли тяжелые труды самоисправления и  самоусовершенствования, труды, сопряженные с исполнением всех наших обязанностей, лишения, скорби, несчастия, вообще все то, что пошлет нам Промысл Божий. Заповедь требует далее, чтобы мы следовали за Христом, то есть чтобы мы любили учение Христово и Закон Христов и свою жизнь направляли по примеру Его жизни, по духу любви самоотверженной.

Другая заповедь, исполнять которую повелел Сам Господь, заключается в иполнении любви к ближним. «Заповедь новую даю вам, — сказал Господь ученикам Своим, — да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34, 35). Значит, мы тогда только будем истинными учениками Господа и наша любовь к Нему только тогда будет истинной любовью, когда мы будем исполнять и заповедь о любви к ближнему — подобной той любви, какою Он возлюбил Своих учеников, то есть когда мы возлюбим своих ближних любовью, готовою положить душу за благо ближних и спасение их.

Итак, возлюбленные братия и сестры, в оставшееся до Святой Пасхи великопостное время не поленимся совершать спасительный подвиг воздержания, поста и молитвы, и постараемся усугубить подвиг покаяния с чистосердечным желанием нравственного очищения с тем намерением, чтобы достигнуть вечного спасения и вечной славы с Воскресшим Христом, Спасителем нашим. Аминь.

Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) — с сайта //stsl.ru

Текст проповеди приведен по книге: Архимандрит Кирилл (Павлов), Проповеди, изд.Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003г.