Наше путешествие в Ярославль

И снова группа отважных Иверских путешественниц бороздит просторы родного края, изучая его историческое и культурное наследие.

Собирался с нами, правда, и один путешественник — Николай, да вот беда – забыл паспорт, и пришлось ему на ходу менять маршрут: он отправился на электричке в Сергиев Посад, а мы на поезде – в Ярославль.

В этот чудесный майский день Ярославль встретил нас очень гостеприимно: теплой погодой, цветущей сиренью и открывающимися специально для нас, как по волшебству, храмами.

Первым нас встретил Ярославский художественный музей (отдел древнерусского искусства), который находится в Митрополичьих палатах. Узнали мы об этом интереснейшем собрании древнерусских икон еще дома, посетив выставку «Обретение» в Историческом музее в Москве.

История этой выставки такова: после революции 1917 года множество произведений религиозного искусства было уничтожено. Частично иконы из разрушенных или закрытых храмов Ярославля поступали в хранилища реставрационных мастерских. Опасаясь за судьбу памятников, находившихся в переполненных хранилищах, реставраторы решили спрятать иконы на чердаке здания Митрополичьих палат.

В октябре 1930 г. реставрационные мастерские в Ярославле были закрыты. С апреля 1933 г. в бывших Митрополичьих палатах открылась картинная галерея, а с 1959 г. здесь разместилось культпросветучилище. В 1977 г. Митрополичьи палаты вернули художественному музею.

Во время подготовки здания к размещению в нем экспозиции на чердаке была обнаружена 81 икона. Иконы были уложены на деревянные перекрытия лицевой поверхностью вниз, сверху толстым слоем лежала земля и мелкий строительный мусор. Иконы, найденные на чердаке Митрополичьих палат, реставрировались с 1990-х гг. специалистами из Ярославля и Москвы и, наконец, этот многолетний труд был завершен. 36 икон из этого собрания привезли в Москву на экспозицию в Исторический музей. Мы пошли на эту выставку, и нам чудесным образом повезло: мы попали на экскурсию, которую проводила для специалистов-реставраторов сотрудница из самого Ярославского музея. Слушали мы, раскрыв рот, так увлекателен был ее рассказ, и тогда-то у нас зародилась мысль поехать в Ярославль и обязательно посетить Митрополичьи палаты.

И вот мы в Ярославле, в Митрополичьих палатах. С изумительной, уникальной коллекцией икон нас познакомила молодая девушка-экскурсовод, которую нам представили уважительно и по-взрослому как Екатерину Васильевну Макарову.

Она рассказала нам о самой древней иконе 13 в. — Спас «Василек», моленной иконе Василия и Константина Всеволодовичей, о значении для Ярославля образа св. пророка Илии, о целой слободе новгородских свободолюбивых переселенцев и о том, что их образ жизни очень интересовал законопослушных ярославцев, так что они, подражая новгородцам, тоже стали особо почитать преподобного Варлаама Хутынского, об особенностях работы ярославских художников-артельщиков, показала единственную в своем роде икону прп. Сергия, написанную тремя разными мастерами в разное время…

По этому музею хотелось ходить еще долго-долго, всматриваясь в каждый образ, разглядывая клейма, но тут вышла накладка: нас уже ждала следующая экскурсия, и с замечательной вдохновенно-энергичной Катей пришлось спешно распрощаться.

Буквально «из рук в руки» она передала нас Юлии Марковне, с которой мы совершили обзорную поездку по храмам исторического центра города. Возил нас на микроавтобусе водитель Сергей.

Специально для нас открыли храм Николы Мокрого. Там сохранились древние фрески, но храм сильно пострадал в годы войны и советского лихолетья… Его посильным восстановлением занимается единственный энтузиаст – протоиерей Василий (с ним нам, к сожалению, увидеться не привелось). Как бы хотелось, чтобы средства и силы на реставрацию как-нибудь нашлись!

Посетили мы и музейный храм Иоанна Предтечи в Толчкове с пятнадцатью главками. Почему с пятнадцатью, откуда такое число, что оно означает?

Храм Иоанна Предтечи, как и многие другие храмы в Ярославле этого же времени, представляет из себя четверик с двумя симметричными приделами, окруженный с трех сторон одноэтажной галереей. Обычно главный объем завершался пятиглавием, а приделы – шатрами. Но здесь столпообразные приделы, уравненные по высоте с основным храмом, вместо шатров впервые в ярославском зодчестве также завершаются изящными пятиглавиями. Именно эти завершения и придают храму такой живописный и необычный вид. Казалось бы, незначительное новшество, но оно поразительно изменило традиционный облик храма. Дивное и необычное зрелище – 15 глав, букетом сказочных цветов устремленных в небо!

Внутри храм весь расписан фресками с сюжетами, в основном, Ветхого Завета, созданными на основе гравюр из «Лицевой Библии» Иоанна Пискатора, важнейшего иконографического источника для русских иконописцев 17-18 веков. Как рассказывают знатоки, по количеству сюжетов храму нет соперников — его даже называют «Энциклопедией Ветхого Завета». Роспись вела в 1694—1695 годах артель из шестнадцати «добрых» ярославских живописцев во главе с переславцем Дмитрием Плехановым и Фёдором Игнатьевым. Наши самобытные русские мастера сумели впитать и переработать европейское наследие без разрушения внутренней целостности своей художественной традиции. Впечатляет! И, несмотря на то, что в советское время храм был закрыт и в нем был склад, роспись сохранилась достаточно хорошо. Сейчас храм находится под охраной ЮНЕСКО.

Снаружи храм тоже богато декорирован — полихромными изразцами с цветочным орнаментом и птицами в традиционной для Ярославля зеленой гамме и фигурным формованным (лекальным) кирпичом, для изготовления которого было специально построено два завода.

После музейного Предтеченского храма мы побывали в бывшем кафедральном соборе Ярославля – Феодоровском (до освящения реконструированного на Стрелке нового Успенского собора). Это удивительно теплый, как говорится, «намоленный» действующий храм с прекрасно сохранившимися росписями, богато украшенными иконами и главной святыней храма – Феодоровской иконой.

Как и все храмы в Ярославле, четверик окружен галереей, вход из которой в главную часть храма подчеркнут большим красивым порталом, по сторонам которого изображены два Ангела: справа – Ангел, который записывает входящих (рядом с ним надпись: «Послан есмь от Бога написати имена входящих»), а слева – другой, который держит горящий факел и предупреждает: «Великое Божие милосердие, како не снидет огнь с Небесе и не пожжет вся глаголющия». Важное для многих из нас напоминание…

Удивительны пропорции Феодоровской церкви – крупные пять куполов на относительно хрупких и высоких основаниях – эти очертания почему-то трогают душу и навсегда запоминаются.

Рядом с храмом — тенистый сад, где мы увидели два ухоженных захоронения прежних архиереев – митрополита Иоанна (Вендланда) и архиепископа Михея (Хархарова). Вечная им память!

Посетили мы и церковь Богоявления с уникальным декором из многоцветных поливных изразцов.

А особо чудесным образом мы попали в храм Рождества Христова на Волжской набережной: во-первых, для нас его открыла и провела интереснейшую экскурсию старший научный сотрудник музея, Елена Александровна Федорычева, очень важный и занятой человек, большой специалист в деле обеспечения сохранности культурного наследия; во-вторых, единственный ливень в этот день прошел как раз в это время, а когда после рассказа Елены Александровны мы вышли на улицу, на главках и муравленых изразцах храма уже вновь сияло солнце!

В этом храме хранятся большие фрагменты фресок, снятые в свое время вместе со штукатуркой; так люди намеревались спасти хоть что-то в случае гибели храма.

А в самом храме сохранились фрески — иллюстрации к сюжетам из изданного во Львове сборника новелл Иоанникия Голятовского «Небо новое с новыми звездами или Повествование о чудесах Богородицы, почерпнутое из достоверных преданий и древних летописей». Они очень отличаются от привычных нам и стилистикой, и сюжетами, и еще «черными нимбами» — почерневшей от времени поталью. Выглядит необычно и жутковато. И, как и везде, специалисты говорят о возможности реставрации и покрытия золотом при… наличии спонсоров и средств.

Храм Николы Надеина в этот день был закрыт, и его посмотреть нам не удалось. С этим храмом связана интересная история: в советское время не только реставраторы в Ярославле сумели сохранить для потомков 81 икону, спрятав их на чердаке и забросав мусором, но и архитекторы «спрятали» целый храм внутри сталинской застройки, так чтобы он не бросался в глаза.

Вконец приустав и проголодавшись, мы отправились обедать в гостеприимную трапезную Кирилло-Афанасьевского монастыря, а потом, передохнув, успели еще зайти в кафедральный Успенский собор, уже пятый на этом месте, восстановленный и открытый к тысячелетнему юбилею города в 2010 году. Первый храм был освящен в 1219 году – 800 лет назад. А в 1612 г. здесь митрополит благословил Дмитрия Пожарского на освобождение Москвы от поляков.

Наконец, мы просто прогулялись на Стрелку, откуда открывается панорамный вид на слияние двух рек – Волги и Которосли, попрощались с Ярославлем и отправились в обратный путь.

У каждого города своя историческая судьба. Города рождаются, переживают расцвет и умирают, как живые люди. Так сложилось, что Ярославль расцвел в 17 веке: город стал богат, и, как сказали наши экскурсоводы, у его жителей возникло «фонтанирующее желание создания красоты» (одна) или «упоение каменным зодчеством» (другая). После пожара слободы соревновались друг с другом, кто построит более красивый храм, а кто еще более прекрасный. За неполный век было построено около 50 храмов – один другого лучше!

И сегодня Ярославль богат прекрасными храмами, но когда Юлия Марковна показала нам старинные гравюры видов волжских берегов, унизанных силуэтами ярославских храмов, буквально частоколом шатровых колоколен, куполов и шпилей, мы поняли разницу.

Ярославль – город удивительно живой, теплый, и с первого раза он становится родным. Но посетив его однажды, понимаешь, что ты вернешься сюда еще не раз, потому что бесповоротно влюбился в эти неширокие улочки, бескрайние волжские пейзажи и чудесные архитектурные силуэты.