Тексты Священного Писания, мысли святых и великих мужей, объединенные в настоящей подборке, в это скорбное время да будут всем нам в помощь и в укрепление.
Православная Церковь о войнах
Преподобный Иустин (Попович) дает такое толкование:
«Грехолюбие и злолюбие, а через них самолюбие создает войны между людьми, между народами, между царствами. «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак.4:1) …
Грех – это вражда с Богом, война с Богом; но также и вражда против человека, который есть Божие создание, богообразное существо. Раздраженный Христом, Евангелием Христовым, Церковью Христовой, христоносцами Христовыми, грех при конце мира будет употреблять самые свирепые войны между людьми и народами, чтобы посрамить Христа и его немощь. И маловерные люди будут спрашивать: как же Христос – Бог, когда Его учение не может овладеть миром, устранить войны, чтобы воцарился мир между людьми и народами? Страхи и ужасы войн, по диалектике режиссера войн, будут употреблены со стороны христоборцев как доказательства немощи Христа и христианства. Это соблазнит многих. Спаситель предупреждает об этом Своих последователей: «Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быти» (стих 6)…»
Апостол Павел говорит в послании к Ефесянам: «…Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12)
О различии войн праведных и неправедных, и о необходимости ведения священных войн пишут многие отцы Православной Церкви.
Святитель Филарет Московский:
«Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию».
«Война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости – в защиту правды, веры, отечества».
Преподобный Исидор Пелусиот: «Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное».
Святитель Феофан Затворник: «На воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?»
Святитель Амвросий Медиоланский: «Сила военная не на зло, не для обиды и своеволия, а для защиты и добра».
Равноапостольный Кирилл, учитель словенский: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13)». Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам».
О воинском долге и защите Отечества
Согласно учению Православной Церкви, ведение праведных войн в защиту своего Отечества и братских народов, угнетаемых слугами «духов злобы поднебесной», есть священный долг христиан.
Подвиг воинов, положивших свои жизни в священной войне, приравнивается к мученическому, а убийство врага на поле брани не вменяется им во грех.
Вот что говорят об этом Святые Отцы.
Святитель Василий Великий: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия» (13-е правило).
Святитель Афанасий Великий: «Не позволительно убивать; но убивать врагов на поле брани, и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им памятники, возвещающие превосходные их деяния».
Блаженный Августин Иппонский: «…Поэтому заповедь «не убий» отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от Бога или, будучи в силу Его законов (то есть ввиду самого разумного и правосудного распоряжения) представителями общественной власти, наказывают злодеев смертью».
Святитель Феофан Затворник: «Воина дело – бодро стоять и всегда быть готову вступить в схватку с врагом, себя не жалея и врагу не поблажая».
Праведный Иоанн Кронштадтский: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».
Святитель Амвросий Медиоланский: «Не воином быть грех, но воинствовать для хищения — беззаконие».
Святитель Филарет Московский:
«Худой гражданин земного Отечества и небесного не достоин».
«Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша».
Святитель Димитрий Ростовский: «Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти [имеются в виду слова о любви к врагам] о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры… Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви».
Бог помогает праведникам
Во все времена крепость воинов-христиан заключалась в том, что, отправляясь в бой, всю надежду и упование они возлагали не на свои силы и умение, а на помощь Божию, веруя, что только от Бога зависит благоприятный исход сражения.
«…Они надеются на оружие и на отважность, а мы надеемся на Всемогущего Бога, Который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас, и весь мир» (2Мак.8:18).
«… ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила» (1Мак.3:19).
Однако, чтобы получить помощь Небесную, воинам надлежит быть достойными ее. Кроме того, необходимо исправление нравов всего народа.
Прав. Иоанн Кронштадтский: «Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах Отечества, нужна твердая вера в божественную помощь, а главное – покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, исправление нравов. Война вызвана безбожием и безнравственностью русского всесословного мира, и войною дается ему горький урок» (о поражении в русско-японской войне).
Равноап. Мефодий, учитель словенский: «Отправляясь на бой с супостатами, подобает остерегаться всех недобрых слов и дел, направить мысль свою к Богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от Бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в Боге крепость».
Святитель Иннокентий Херсонский: «Истинный ратник Христов тот, кто кроме оружия земного имеет и оружие Божие – веру живую, упование твердое, любовь нелицемерную к правде и смирение христианское».
Свт. Николай Сербский: «Истинные христиане всегда считали свою жизнь военной службой. И как солдаты считают дни своей службы и с радостью думают о возвращении домой, так и христиане постоянно помнят о конце своей жизни и возвращении в свое Небесное Отечество.»
Патриарх Алексий II: «Церковь желает, чтобы человек, носящий военную форму, был просвещен светом Истины Христовой, чтобы Сам Господь направлял этого человека и в мирное, и в военное время. Церковь верует, что если воин отдаст свое сердце Христу и будет руководим Господом, то он не собьется с пути, но будет искренне и жертвенно защищать своих ближних, с честью выполнять свои воинские обязанности».
«Нет выше чести, чем носить Русский мундир!»
На протяжении своей многовековой истории Государство Российское не имело надежных союзников среди мировых держав.
Император Всероссийский Александр III, «Миротворец» (1845 — 1894гг.)
Император Александр III говорил: «Во всем свете у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас».
Александр III проявлял большую заботу об укреплении российских границ и усилении обороноспособности страны, потому что считал: «Отечеству нашему, несомненно, нужна армия сильная и благоустроенная, стоящая на высоте современного развития военного дела, но не для агрессивных целей, а единственно для ограждения целостности и государственной чести России»…
Опираясь на двух своих верных союзников (армию и флот) и призывая помощь Божию, Россия на протяжении веков отражала удары неприятеля.
Великие русские полководцы и флотоводцы – Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов, Степан Осипович Макаров, Михаил Дмитриевич Скобелев, Федор Федорович Ушаков (святой праведный Феодор Ушаков) и многие другие – были глубоко верующими людьми. Вот что думали эти славные российские мужи о воинском долге и о Божией помощи.
Ф.Ф. Ушаков (1745 – 1817 гг.), прав. Феодор Ушаков. Великий русский флотоводец, адмирал.
Адмирал Ушаков всегда утверждал, что не тактика играет решающую роль (хотя ей он уделял огромное внимание), а помощь Божия.
Православной Церковью причислен к лику святых.
А.В. Суворов (1730 – 1800 гг.), Генералиссимус.
«Бог наш генерал. Он нас водит, от Него и победа».
«Честь моя мне всего дороже. Покровитель ей Бог».
«Не меньше оружия — поражать противника человеколюбием».
«Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружных поражать».
«Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву!»
«Легкие победы не льстят сердцу русскому».
«Победи себя, и будешь непобедим».
«Без добродетели нет ни славы, ни чести».
«Во языцех оружию Российскому вековечная слава!»
М.И. Кутузов (1745 – 1813 гг.), генерал-фельдмаршал.
«Непобедимо воинство русское в боях и неподражаемо в великодушии и добродетелях мирных».
«Российский солдат должен знать и хранить в своей памяти, что праотцы и предки его для славы своего Отечества … голод, жажду, труды и смерть ни во что вменяли…»
«Железная грудь ваша не страшится ни суровости погод, ни злости врагов: она есть надежная стена Отечества, о которую все сокрушится. Идем вперед, с нами Бог; перед нами разбитый неприятель, а за нами да будут тишина и спокойствие». (Из Приказа 1812 года.)
«Нет выше чести, чем носить Русский мундир!»
С.О. Макаров (1849 – 1904 гг.), вице-адмирал.
«Русский воин идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну как на исполнение своего священного долга, к которому он призван судьбою… На этом зиждется вся доблесть русского солдата».
«Весь дисциплинарный устав полностью упирается в одну фразу присяги: “не только за страх, но и за совесть”».
М.Д. Скобелев (1843 – 1882 гг.), генерал от инфантерии.
«Сохраним во всей чистоте славу русского имени и славу полков, поддержанную ценою крови».
«Запад ошибается насчёт России. Он думает, что мы так ослаблены войной, что всё наше могущество уже иссякло. Это ошибка. Нацию, состоящую из ста миллионов людей, способных жертвовать собой за идею, не так легко стереть. Россия жива, и, если будут перейдены известные пределы, она решится воевать… И тогда уж несдобровать любому чужеземцу».
«Наши добрые соседи тоже, пока мы поем в минорном тоне, являются требовательными и наглыми, как почувствовавший свою силу лакей; но когда мы твердо ставим свое требование, они живо поджимают хвосты и начинают обнаруживать похвальную скромность!..»
«Я не враг России… Больше, чем кто-нибудь, я знаю ужасы войны; но бывают моменты в государственной жизни, когда известный народ должен все ставить на карту… И поверьте, эти господа не рискнут на войну с нами. Они ловко пользуются нашими страхами, забирают нас в руки, показывая одно пугало за другим, но, как только мы в свою очередь им покажем когти, они первые в кусты… Только, знаете, надо показывать когти-то разом и решительней… Чтобы они чувствовали!»
«Никогда не трогайте русских»
На протяжении многих веков попытки покорить Великую Россию, заполучить ее природные богатства и разорить русские Святыни предпринимались «добрыми соседями» неоднократно. И всякий раз иноземцы получали достойный отпор.
Памятуя об этом, многие западные государства опасались воевать с Россией напрямую, предпочитая делать это чужими руками. Наиболее мудрые и осмотрительные западные правители в отношениях с непредсказуемой и непобедимой Россией старались поддерживать нейтралитет.
Отто фон Бисмарк (1815-1898 гг.)
Отто фон Бисмарк – основатель и первый канцлер Германской империи, сумевший объединить десятки разрозненных германских государств и создать сильнейшую державу Европы, хорошо знал Россию и уважал русских.
«Железный канцлер» обладал острым умом и политической дальновидностью. Будучи в течение трех лет (1859-1862 гг.) послом Пруссии в Российской империи, Бисмарк быстро выучил русский язык и познакомился с бытом, нравами и обычаями русского народа. Главное правило, которое Бисмарк усвоил и которого всегда придерживался, уже встав во главе Германской империи: никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя ссориться, а тем более воевать с Россией.
Заслуживают внимания меткие замечания Бисмарка о России:
— «Русские долго запрягают, но быстро едут».
— «Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к распаду России, которая держится на миллионах верующих русских греческой конфессии. Эти последние, даже если они вследствие международных договоров будут разъединены, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как находят путь друг к другу разъединённые капельки ртути. Это неразрушимое Государство русской нации сильно своим климатом, своими пространствами и своей неприхотливостью, так же как и осознанием необходимости постоянной защиты своих границ».
— «Не надейтесь, что, единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут – не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть».
— «Я знаю сотни способов вытащить русского медведя из берлоги, но ни одного, чтобы загнать его туда обратно. Не дразните русского медведя».
— «Россия опасна мизерностью своих потребностей» (тут Бисмарк имел в виду неприхотливость русских, их способность долгое время выживать в крайне стесненных обстоятельствах).
— «Заключайте союзы с кем угодно, развязывайте любые войны, но никогда не трогайте русских».
Как известно, одержимые идеей «мирового господства» потомки Бисмарка презрели его советы, за что и поплатились сполна.
Рейхсканцлер Германской империи Адольф Гитлер (1889 – 1945 гг.) в своих планах готовил народам России жалкое будущее:
Гитлер, 17.10.1941г. «Мы, возможно, ограничимся тем, что установим радиопередатчики под нашим контролем… А в остальном обучим их лишь до уровня, чтобы они понимали наши дорожные знаки, чтобы они сами не попали под наши автомашины. Для них слово «свобода» будет означать право помыться в праздничные дни».
Гитлер, 11.04.1942г. «Нашим руководящим принципом должно быть следующее: эти народы имеют лишь одно оправдание своего существования — экономическая полезность для нас».
Однако мы знаем, что планы Гитлера рухнули так же бесславно, как рухнули ранее планы Наполеона, шведов, поляков и всех, кто c мечом приходил на Святую Русь.
Враги внутренние
В то время, когда Россия ведет священные освободительные войны с врагами внешними, «борцы за справедливость» внутри страны принимаются кричать на весь мир, что им «стыдно быть русскими». Такие понятия, как любовь к Отечеству, честь и совесть этим людям не знакомы. Русский народ они ненавидят и считают «быдлом», а Великую Россию — бесплатной кормушкой. Что же они кричат? «Россия как государство русских не имеет исторической перспективы», «Всем на свете стало бы легче, если бы русская нация прекратилась» …
Федор Михайлович Достоевский так писал о русских либералах:
— «Они (либералы) первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия вдруг стала безмерно богата и счастлива. Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться! Тут одна только животная, бесконечная ненависть к России, в организм въевшаяся».
— «Русский либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нём смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм».
— «Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить».
— «Такого не может быть либерала нигде, который бы самое Отечество свое ненавидел…»
Впрочем, нынешняя война на Украине расставила все на свои места – выбор между Родиной и капиталами в зарубежных Банках многие господа уже сделали.
Наша сила – в единстве и в Правде Божией
С самого начала военной операции на Украине в России отмечается необычайный патриотический подъем. По всей стране идет сбор денежных пожертвований и гуманитарной помощи для беженцев и пострадавших мирных жителей на территории Украины и Донбасса. Организовано размещение беженцев на территории России. В помощь государственным службам работают волонтеры. Люди сдают кровь в госпиталях, куда привозят раненых российских солдат.
Весь мир увидел, что Армия России отлично подготовлена и вооружена. Сражающиеся на Украине российские воины проявляют мужество и героизм – так же, как когда-то их отцы и деды.
За последние годы большие изменения произошли и в экономике нашей страны, поэтому теперь замещение недружественных «Макдональдсов», «IKEA» и иже с ними отечественными компаниями для нас не проблема — просто дело времени.
Россияне гордятся своим Отечеством и своим Президентом, стратегическая мудрость которого открылась сейчас в полной мере. Видя все то, что происходит ныне, становится понятно — Россию действительно невозможно победить и поставить на колени, если только Бог не оставит нас.
Вспомним, однако, еще одну фразу Отто фон Бисмарка:
— «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя».
Да, настают такие времена, когда всем нам следует серьезно опасаться подмены истинных ценностей ложными.
Апостол Иоанн Богослов предупреждает: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин.4:1).
И Апостол Павел в послании к Ефесянам говорит: «Блюдите у6о, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры» (Еф.5. 15).
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал нас быть бдительными, остерегаться провокаций и молиться – об Отечестве, о страдающих братьях и сестрах наших, о восстановлении мира, об укреплении в единстве и в Правде Божией. Его Святейшество сказал:
«…Пусть Господь хранит Церковь нашу в единстве. Пусть Господь оградит народы, входящие в единое пространство Русской Православной Церкви, от междоусобной брани. Нельзя дать посмеяться над нами темным и враждебным внешним силам, нужно делать все для того, чтобы сохранять мир между нашими народами и одновременно ограждать наше общее историческое Отечество от всех действий извне, которые могут разрушить это единство.
Сегодня особая молитва о Блаженнейшем Онуфрии, о Церкви нашей и о благочестивых чадах наших. Пусть Господь хранит землю Русскую. Когда говорю «Русскую», то употребляю древнее выражение из «Повести временных лет» — «Откуда есть пошла Русская земля». Землю, в которую ныне входят и Россия, и Украина, и Беларусь, и другие племена и народы. Чтобы Господь хранил землю Русскую от врагов внешних, от нестроений внутренних, чтобы укреплялось единство нашей Церкви, и чтобы по милости Божией все искушения, прилоги, провокации отступили, и чтобы народ наш благочестивый на Украине мог наслаждаться миром и спокойствием. Об этом сегодня наши молитвы. И прошу всех вас и в церковных, и в домашних молитвах поминать Блаженнейшего Онуфрия, поминать наших братьев и сестер на Украине и молиться о мире.
Пусть благословение Божие молитвами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, всех нас укрепляет в единстве, в единомыслии и в Божественной правде, чтобы никогда и ни в чем мы от этой правды не отступили — ни в делах духовных, ни в житейских делах, потому что именно так прославляется в людях Преблагословенное имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.» («Слово в Неделю о Страшном Суде», 27 февраля 2022 года).
Молитва за Россию свт. Тихона, патриарха Московского
При подготовке материала использованы:
- Цитаты с сайтов patriarchia.ru, azbuka.ru, pravoslavie.ru, pravmir.ru, mosantico.ru и других.
- Фотографии с «Яндекс-Картинки».