Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

«Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему»

Четверг Мар 12, 2020

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В предыдущей беседе мы с вами, дорогие братия и сестры, останавливались на молитве преподобного Ефрема Сирина и говорили, что эта глубоко содержательная молитва исполнена покаянного и смиренного чувства и что каждое слово ее находит отклик в нашей душе и помогает нам познать свои страсти, пороки и возжелать добродетели, без которой никто не может приблизиться к Богу. Мы в прошлый разобрали четыре прошения, в которых преподобный Ефрем Сирин просит Господа, чтобы Он не дал ему духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия.

В пятом прошении преподобный просит Господа дать ему дух целомудрия. Под целомудрием в его общем понимании нужно разуметь общее благодатное неиспорченное состояние человека: его честность, правдивость, чистоту сердца и ума, благое направление его воли и так далее. У целомудренного человека вся жизнь целомудренна, он чужд лукавства, двоедушия и колебаний, грубых удовольствий и тайных вожделений. Основа этой жизни — в крепкой непрерываемой жизни в Боге. В более узком и употребительном значении это слово означает чистое девственное состояние души человека, когда он не только хранит себя от плотского греха, но бережет себя и от всякого сладострастного помысла и желания. Ничто так не делает нас чистыми и любезными Богу, как целомудрие, и ничто так не украшает человека во всяком возрасте, как чистое, целомудренное состояние его души. Как свежий, чистый цветок благоухает своей нежностью и бывает приятен для всех, так цел, свеж и чист целомудренный человек.

Между тем слово Божие нам открывает, что в мире господствует растление похотью, что заботы людей о попечении плоти превращаются в похоти, а поэтому слово Божие нас увещевает, чтобы мы удалялись от плотских похотей и умерщвляли в себе злую похоть. Слово Божие нам  открывает, что блудник не только тот, кто на деле блудник, но и тот, кто с вожделением смотрит на женщину (или женщина на мужчину).

Поэтому будем оберегать целомудрие, чистоту и девственность наших душ и сердец. Будем помнить, что целомудрие — это сокровищница, больше того, это наша святыня, как говорит святитель Иоанн Златоуст.

Как это делать? Людям свойственна стыдливость. Храните и развивайте ее. В ней естественная основа нашей целомудренности и девственности душ и телес наших. Надо избегать любования своим телом, этим источником тайных наслаждений и вожделений. Не надо всматриваться в лица и фигуры встречных лиц. Не надо ничего читать соблазнительного и худого и, наконец, необходимо подавлять и искоренять в себе похотливые помыслы и желания и возненавидеть их как исчадия низших стихий нашей природы. Почаще надо взирать на образец вечной и совершенной чистоты — Приснодеву Марию, корень девства и неувядаемый цвет чистоты, и прибегать к молитвенному общению с Ней, а самое главное – почаще обращаться с молитвою ко Господу: «Господи и Владыко Живота моего, дух целомудрия даруй ми, рабу Твоему».

В шестом прошении преподобный Ефрем просит Господа дать ему дух смиренномудрия. Под смиренномудрием разумеется такое глубокое сознание человеком своей нищеты духовной, по которой он себя считает себя хуже всех и ниже всех, а других считает выше и лучше себя, и поэтому он никого никогда не осуждает и не клевещет, говорит тихо, спокойно, редко, ни в чем не выставляет себя за меру, ни о чем не спорит, бывает в подчинении и гнушается своей воли, никогда не празднословит и не пустословит, не обманывает, с радостью переносит обиды, уничижения, любит труд, никого не огорчает и ничью совесть не уязвляет. Таковы признаки истинного смирения.

Без смирения нет и спасения, потому что только тогда все наши добродетели будут иметь цену в очах Божиих, когда они утверждаются на смирении. Смиренный человек чем больше получает, тем более бывает признателен Богу и сознает свою нищету. Только смиренномудрием приумножаются все дары благодати, и один только смиренномудрый не падает, потому что он держит себя ниже всех и ему неткуда упасть. «Блаженны нищие духом», — говорит Спаситель (Мф. 5, 3). Сам Господь, начав наше спасение совершать, принял образ раба, смирил Себя и уничижил, а поэтому и нас призывает учиться у Него кротости и смирению: «Научитесь у Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).

Основа смирения — в самоуничижении ради Христа, в отказе от своей гордости и самопревозношения. Апостол Петр учит: «Все… подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5). А нам как раз, дорогие, подчиняться друг другу и почитать других выше себя бывает очень трудно, трудно потому, что все мы явно или тайно ставим себя выше других, и поэтому искренно, от глубины души признать себя хуже и грешнее, слабее, ничтожнее, виновнее всех для нас составляет большую трудность. Поэтому-то наша гордость держит нас в самообольщении, в повышенной оценке своих качеств. А между тем ничто так не низводит на нас благодать Божию, как смирение. Смирение возвышает человека, напротив, гордость унижает человека и делает противным для всех окружающих. Преподобный Исаак Сирин говорит, что, как только человек смирится, немедленно его окружает милость Божия, сердце его ощущает Божественную помощь, ибо Господь сказал пророку: «На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66, 2). Быть смиренным — великое блаженство, поэтому и должны мы просить Господа: «Господи и Владыко живота моего, дух смиреномудрия даруй ми».

В седьмом прошении Преподобный просит, чтобы Господь даровал ему дух терпения. Терпение необходимо нам для получения вечного спасения, ибо только претерпевый до конца, говорит Господь, той спасен будет (Мф. 10, 22). Только тот получит спасение, кто перенесет все напасти земной жизни с верою в Бога и Его милосердие. «Терпение нам потребно иметь», — говорит святой апостол Павел (Евр. 10, 36), потому что узким путем надобно идти в Царствие Небесное (Мф. 7, 13-14). Господи, даруй ми терпение не для угождения людям и страстям, а для угождения Тебе, претерпевшему за меня неизмеримые скорби и страдания! Когда станут против меня нужды и печали житейские, когда встречу сильные оскорбления от неправды или зависти человеческой, когда понесу горькие для сердца моего утраты, тогда подкрепи меня, немощного, и предохрани от ропота на людей и на Тебя Самого! Когда болезни изнурят тело мое или внутренние смущения — дух мой, когда душа ослабеет в служении Тебе и тьма уныния покроет душу мою, тогда наипаче пошли мне, изнемогающему, Твою силу, и даруй терпение с упованием, и сохрани меня от отчаяния!

В восьмом прошении преподобный Ефрем Сирин просит даровать ему дух любви. Ничто так не родственно нашей природе, как добродетель любви, потому что в наше естество вложено Творцом стремление и благорасположение любить друг друга. Сам Бог в Своем Существе есть Совершеннейшая Любовь, и ничто так нас не приближает и не делает подобными Богу, как добродетель любви. Любовь есть корень и вершина, начало и венец всех добродетелей, союз совершенства (Кол. 3, 14). Любовь есть источник жизни и сама жизнь, ибо без нее человеческая жизнь давно бы угасла. Сердце наше не может жить и развиваться без любви. Вне любви оно томится, тоскует, духовно замирает. Наоборот, оно любовью живится, и привлекает благодать Божию, и очищает себя от множества грехов.

Христианская любовь долготерпит, милосердствует …не завидует … не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4-7). Высокий пример такой любви показан нам в лице Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, Который, вися на Кресте, молился за Своих распинателей. Он долготерпит нашим согрешениям. Он ниспосылает нам Свои милости. Ему противны гордость и бесчинство, раздражение и всякое зло. Он одна Истина. Он всех и всегда любит. Поэтому и каждый из нас призывается подражать нашему Господу и Учителю.

Возлюбите Бога, братия и сестры, за Его к нам милосердие; любите и Матерь Его Святую за Ее ходатайство о нас, грешных; любите и всех святых за их молитвы о нас, недостойных; любите отца и мать, вас родивших; любите и всех ближних ваших, даже и врагов своих, и молитесь за них Богу, твердо памятуя, что в заповеди о любви к Богу и ближним состоит весь закон и пророки (Мф. 7, 12). Люби всех, и с Богом будешь, и Бог в тебе будет. Поэтому-то и будем просить Господа, чтобы Он даровал нам дух любви.

Дорогие братья и сестры, время быстро бежит, пробегают месяцы и годы, приближая нас к тому исходному концу, когда будет решена навечно наша участь. Добрая жизнь оправдает нас, худая, нерадивая – осудит нас. Поэтому и будем с умилением просить Господа: «Господи и Владыко живота моего, дух целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Аминь.

 

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина,  часть 2

6 апреля 1962 г.

 

Текст проповеди архимандрита Кирилла Павлова с сайта stsl.ru
По книге:  Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди, изд.Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.

Крещение и Венчание

Таинства Крещения и Венчания совершаются после проведения огласительной беседы.

Записаться на огласительную беседу можно на Свечном Ящике.

Духовное просвещение

В Храме проводятся занятия по курсу «Введение в язык Православного Богослужения».

Проводит занятия регент Зимелева Т.А. по воскресеньям после Литургии.

Акафист пред иконой Богородицы «Иверская»