Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения приходится на 7 апреля (по старому стилю – 25 марта). В этот день Церковь вспоминает возвещение Архангелом Гавриилом в Галилейском городе Назарете Пресвятой Деве Марии тайны воплощения Бога-Слова [Лк.1:26-38]. Среди Великого поста этот Праздник – радостный и светлый луч, который напоминает нам, что мы не сироты на земле, что с нами Небесная Матерь, всегда откликающаяся на молитвы и оказывающая Свою благодатную помощь людям, с верой и упованием притекающим к Ней.

Во время Великого поста, когда всеми православными христианами совершается путь покаяния, молитвы и предстательство Пречистой Богоматери дают силы совершать дело духовного очищения верующих сердец.

В церковной службе праздника Благовещения изображаются разные обстоятельства этого события. Тропари канона представляют как бы беседу архангела Гавриила с Пресвятой Девой. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

Преблагословенная Дева Мария в ответ на радостное благовестие Архангела ответила: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему!»

В церковной молитве мы часто произносим: «Сами себе, друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Но предаем ли мы свою жизнь Богу, полагаемся ли мы на волю Божию, которая совершается над нами в нашей жизни? Принимаем ли мы скорби, испытания и наш жизненный крест с теми же словами смирения и преданности воле Божией, которые сказала Преблагословенная Дева Мария?

Не только в Своих словах, сказанных в день Благовещения, явила Пресвятая Богородица полную преданность воле Божией, но и во все дни жизни своей, духовной вершиной которой явилось стояние Ее у Креста Божественного Сына своего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Что переживала Она, как страдало Ее материнское сердце, можно только догадываться. Но этим Своим стоянием у Креста Она уже как бы вновь повторяла слова, которые прежде сказала Архангелу: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему!»

И нам нужно всегда полагаться на волю Божию, принимать и скорби и радости, которыми посещает нас Господь на пути нашего жизненного служения с терпением и с преданием себя в руки Божии. Тогда при обращении к Пречистой Богоматери с молитвой о том, чтобы Она укрепила нас, помогла нам, наставила нас на путь спасения, Царица Небесная непременно укрепит нас и поможет совершенствоваться и возрастать во Господе.

Проповедь Митрополита Сурожского Антония

Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий.

Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.

Проповедь произнесена 7 апреля 1981г.

Использованы материалы:
1) «Христианство», Энциклопедический словарь, Москва, 1993г. т.1;

2) текст праздничной речи почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

3) текст проповеди Митрополита Сурожского Антония с сайта www.mitras.ru