Бдите и молитесь, да не внидете в напасть

Архимандрит Кирилл (Павлов) 

ПРОПОВЕДЬ ПО ОКОНЧАНИИ ВТОРОЙ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Благодарение Господу Богу, дорогие во Христе братья и сестры, что Господь нас хранит, что Господь нас любит. И вот уже прошло две недели постного поприща, как мы здесь совершаем свое спасение и покаяние, на этом святом месте.

Святая Церковь во дни Великого поста предлагает нам для нашего лучшего и истового покаяния и исправления воспоминания о страданиях Христовых. Потому что ничто так не благоприятствует, не содействует искреннему раскаянию, как воспоминание о страстях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Потому что не что иное, как наши грехи с вами возвели на Крест, на смерть Богочеловека.

И вы сегодня, дорогие, слышали, как Святое Евангелие нам нарисовало ужасную картину страшных мучений, страданий и смерти Богочеловека, Который за нас с вами принял все эти страшные, ужасные страдания.

Ужасна была ночь, начавшаяся гефсиманскими скорбями для Господа нашего Иисуса Христа. Ужасны были и утро, и день пятницы. Эта ночь началась для Богочеловека ужасными тяжелыми искушениями. Прежде всего Он претерпел жестокую внутреннюю борьбу с Самим Собою. Ужасные, тяжелые душевные страдания, бывшие предвкушениями Его мук и страданий крестных. Он скорбел, Он ужасался чаши Своих страданий. И эта ночь окончилась предначинательными страданиями Его во дворе первосвященника Каиафы.

Утро и день пятницы были уже утром и днем Его самых ужасных страданий и самой унизительной тягчайшей Его смерти. Но в эту ночь тяжелому искушению подвергся, дорогие, не один только Спаситель. В эту страшную ночь тяжелым искушениям подверглись и Его возлюбленные ученики апостолы, а также и враги Его. Перед Его учениками стоял вопрос: либо победить искушение и разделить участь вместе со своим Божественным Учителем, то есть принять страдания и смерть, либо поддаться искушению и изменить своей любви к своему Божественному Учителю, оставить Его одного среди страданий и скорбей и врагов Его.

Перед врагами Его стояло искушение: либо внять здравому рассудку, голосу своей совести и отказаться от своих злобных замыслов предать на смерть Его, либо воспользоваться удобным случаем и удовлетворить свои всевозможные страсти и предать на смерть Спасителя и таким образом соделаться свершителями чудовищного преступления, именно Богоубийства.

Поэтому всем им в эту страшную ночь, страшное время, предстояло величайшее искушение, испытание. И всем им надо было бодрствовать и ограждать себя щитом молитвы, чтобы при помощи ее восторжествовать над искушениями. Поэтому в эту ночь Сам Спаситель, как никогда, духовно бодрствовал и, как никогда, сильно молился, и Своим ученикам Он внушал также бодрствовать и молиться, говоря: Бдите и молитеся, да не впадете в напасть, ибо дух бодр, плоть же немощна (см.: Мф. 26, 41). Но никто из них, кроме Спасителя, не бодрствовал и не молился.

Ученики Его не молились потому, что были отягчены сном — они спали. Враги же Его духовно не бодрствовали. Если они и бодрствовали, то бодрствовали греховно, они строили свои ковы, чтобы как бы предать Спасителя на смерть и именно удовлетворить свои разнообразные страсти. Поэтому все они в эту ночь под бременем искушений, как и апостолы, так и враги, — пали. И только Один духовно бодрствовавший и молившийся Отцу Своему Небесному о помощи — Спаситель — одержал победу над этими искушениями.

Вход и исход этого искушения, которому в эту страшную ночь подверглись и Спаситель, и ученики Его, и враги, весьма для нас с вами, дорогие, поучительны. И должны быть всегда перед нашими глазами, чтобы нам одержать победу над своими искушениями.

Прежде всего история этого искушения показывает, что при известных обстоятельствах иногда и легкие искушения одерживают верх над искушаемым, и в другом случае самые сильные искушения побеждаются человеком. И вот по таким обстоятельствам христианин и должен стремиться одерживать победы над постигающими его искушениями.

Прежде всего надо заметить, что самому слабому искушению в эту ночь подверглись враги Христовы. Они не могут указать никакой уважительной причины своего падения, никакой опасности для их жизни личной, или общественной жизни, ни страха перед потерей своего законного имущества или своего законного права и прочего со стороны Иисуса Христа — им ничего не угрожало. Ничто их не побуждало к тому, чтобы совершить свое злодейское дело. В этих злых помыслах ими руководили исключительно только ничем не поправимые и неизменяемые страсти и пороки. Никто из них не мог, положа руку на сердце, без угрызения своей совести, прямо сказать, что, совершая богоубийство, он тем самым делает дело богоугодное.

Хотя враги Христовы и оправдывают свои злые дела, что якобы они ограждают народ иудейский от опасного лжеучителя и от возмутителя народного спокойствия, но это была ложь, это была клевета. Они могли себя оправдывать только перед сторонними, но не перед своей совестью. Совесть их, безусловно, им вопияла о невинности предаваемого ими на смерть Спасителя, о чистоте Его жизни и о спасительности Его Божественного учения. Поэтому не это побуждало их предать Спасителя на смерть, а именно страсти, которые обуяли их души: злоба, зависть, месть, — вот что волновало их души, вот что было причиною, побуждало их — именно наложить руки на Христа Спасителя и предать Его на смерть.

Много было обстоятельств, которые способствовали к тому, чтобы они изменили свое решение, не сделались богоубийцами. Прежде всего и самая важность этого дела: предать человека на смерть без всякой причины, также и предательство Иуды — не какая-нибудь опасность, а именно его низкая корысть, пристрастие к деньгам, желание получить тридцать сребреников, овладеть ковчежцем с деньгами — вот эти страсти, которые обливали его душу. Эти страсти и явились причиной того, что он сделался предателем.

Взять и первый приговор Пилата. Пилату ничего не угрожало. Его пугали тем, что он не будет истинным другом кесарю, — так это призрачная опасность. Его презренное угодничество перед народом, перед безумною толпою, его своекорыстие, его малодушие — вот что было истинною причиною того, что из его уст исшел приговор предать Спасителя в руки первосвященников. Несмотря на то, что и жена умоляла и просила его не делать Праведнику Тому никакого зла — и это не помогло  и факт совершился.

Одним словом, уважительных причин у врагов к тому, чтобы пасть, не было. Они вполне могли противостать своим искушениям, но они пали. Почему пали? Потому что души их обуревались многоразличными страстями, но никто из них не налагал узды на свои страсти, не боролся со своими страстями. Страстные порывы души предостерегаются именно таким постоянным наблюдением над ними, постоянною борьбой с ними. Но из врагов никто не бодрствовал, никто не старался бороться со своими страстями. Их бодрствование, именно все внимание их было обращено на изыскивание средств к тому, чтобы удовлетворить свои страсти. И страсти, получив полную свободу, вели их от одного преступления к другому, — и таким образом они скатывались в погибель.

Кроме этого, немощные человеческие силы укрепляются только благодатною помощью свыше, которая испрашивается только через молитвы. И человек, укрепленный Божией помощью,  торжествует победу над искушениями, потому что своими силами невозможно победить искушения.  А враги Христовы — они не молились. И как они могли молиться, когда их души были обуреваемы всякою злобою, всякою страстию? Поэтому и неудивительно, что они своими немощными человеческими силами, причем извращенными страстями, они не могли противостать искушению. Поэтому и под бременем, под ударом искушения они пали, и пали безвозвратно.

Дорогие во Христе братья и сестры! Немало и среди нас людей, которые также подвержены различным многообразным страстям и порокам. Для них и легкое искушение, которое неизбежно для каждого человека, если он не будет себя постоянно ограждать бодрствованием и молитвой, может иметь роковой для спасения исход. Очень легко может стать, что он сможет и злодействовать, подобно врагам Христовым, и стать предателем для своих друзей и знакомых, и погубить ближнего своего, и вообще причинить много бед ближним, если не будет себя ограждать и бодрствовать над собою. Во избежание такого исхода необходимо постоянно очищать свою душу от различных страстей, которые живут и воюют в ней, укреплять свою душу нравственно, тем самым давать ей силы для борьбы с искушениями.

Если же, к сожалению, не очищенную от страстей душу постигнет искушение, то в таком случае надо  обязательно, сугубо надо удвоить бдительность и усилить свой молитвенный подвиг. Только вот этими добродетелями можем себя спасти от искушений, и одержать победы над ними, и угасить разжженные стрелы лукавого.

Более сильному искушению, конечно, подверглись ученики, апостолы Христовы, хотя они и любили Спасителя, любили искренно, от всего сердца. Когда они и говорили, давали обещание быть верными, то они говорили это искренне и готовы были за Него душу положить. Но враг человеческого рода для испытания их берет для них сильные искушения. Он подвергает их опасности — опасности смерти вместе с Богочеловеком, и страхом перед смертью, перед страданиями он колеблет их мужество, их терпение, их верность, любовь к Спасителю. И не огражденные молитвою, бодрствованием, ученики Христовы пали. Хотя пали, конечно, не безвозвратно, не без восстания, как враги Христовы.

Это нам хороший урок — не быть самонадеянными, не идти навстречу искушениям и опасностям, если надеемся только на свои собственные силы. Чем меньше надежды на самих себя, чем меньше духовной дремоты, тем больше надежды на Божию помощь, тем больше успеха в деле отражения искушений. Это да будет уроком для всех.

Самым сильным искушениям подвергся Господь наш Иисус Христос, Который все эти искушения победоносно отразил. Все стрелы лукавого, вся злоба адская была сосредоточена, именно направлена на Спасителя. Самые тяжелые, ужасные душевные и телесные страдания пришлось Ему перенести, пришлось испытать и внутреннее такое переживание — прежде всего это неверность, малодушие Его любимых учеников. Предательство одного из Его учеников — Иуды. Отречение Петра, бегство остальных учеников, тех, к которым Он питал такую любовь, с любовью их воспитывал для апостольского служения, и они оказались такими неверными. Конечно, этим они причинили глубокую боль любящему сердцу Спасителя. И много искушений, конечно, предстояло Спасителю, когда неправедные судьи обвиняли Его — Судию всей вселенной, когда нечестивые рабы осуждали Его, обвиняли и распинали.

Он мог бы, как Судия, явить Свою Божественную силу, посрамить всех Своих врагов, но, послушный воле Отца Своего Небесного, Он совершает спасение человеческого рода не со славою, не в силе, а самоуничижением, смиренным перенесением страданий и смертью Своей. Господь победоносно отразил все искушения, потому что Он готовился к Своим искушениям, Он бодрствовал, Он молился Отцу Своему Небесному, и всесильною Небесною помощью как человек он все эти искушения отразил.

Дорогие во Христе братья и сестры! Немало искушений предстоит и перед каждым из нас, тем более в такое, как сейчас, смутное и тревожное время, когда над миром надвигается черная туча, в том числе и над нашей страною, и над Церковью, и мы в ожидании всяких испытаний предстоим. Поэтому каждый должен это помнить и ограждаться именно бодрствованием и молитвою. Никогда не нужно забывать предостережение Спасителя нашего, Который придет вторично на землю. Поэтому бодрствуйте и молитесь, ибо не знаете, когда придет Сын Человеческий. Бодрствуйте, трезвитесь, молитесь, потому что перед пришествием Христа Спасителя будут великие на земле страхования, ужасные явления. Как Святое Евангелие нам открывает, многие явятся лжехристы,  лжепророки, и будут говорить: «Я – христос». Господь говорит: не верьте им! Будут давать великие знамения, чудеса. И поэтому Спаситель, предупреждая, говорит: как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (см. Мф. 24, 27). А всем этим ложным пророкам, лжехристам, которые именно придут с целью, чтобы обмануть даже избранных, Господь говорит: не верьте им (Мф. 24, 26).

Великие ждут испытания каждого верующего во Христа. Господь говорит: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк. 21, 34). И апостол Павел говорит: Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (Рим. 13, 13), но облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3, 12–16). Это наставление апостола Павла.

Поэтому, дорогие братья и сестры, бодрствуйте, трезвитесь, еще раз вам говорю, храните свою православную веру в распятого и воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, а наипаче почаще в своем сердце так произносите: «Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем». Аминь.

Использованы материалы:

  1. Архимандрит Кирилл (Павлов). Слова и Беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019.
  2. Текст прововеди Архимандрита Кирилла с сайта https://azbuka.ru.
  3. Фотографии Архимандрита Кирилла с сайта stsl.ru.