Дорогие братья и сестры!
Сегодня у нашего Храма двойной Праздник – великомученика Георгия Победоносца и Иверской иконы Божией Матери (установлен в память второго обретения списка Иверской иконы в 2012 году).
Как вы знаете, первоначально наш Храм был освящен в честь вмч.Георгия Победоносца и назывался «Храм великомученика Георгия, что на Всполье». Первое документальное упоминание о Храме относится к 1625 году, тогда он был деревянный. В 1672 году на средства купца (как тогда говорили, «гостя») Симеона Потапова на месте деревянной церкви была выстроена каменная того же наименования.
В документах 1722г. Георгиевская церковь упоминается уже с приделом Иоанна Воинственника.
В конце XVIII века церковь стала тесной для разросшегося Прихода. В 1790-х годах по благословению митрополита Платона было начато строительство нового церковного здания, которое шло в два этапа – первоначально была выстроена новая трапезная с двумя приделами, потом была возведена высокая двухсветная ротонда и колокольня.
Автором проекта Иверской церкви считается известный русский архитектор Иван Васильевич Еготов, ученик В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, главный директор Кремлевской чертежной экспедиции.
Финансировал строительство церковный староста, капитан Иван Иванович Савинов, флигель-адъютант генерала-фельдмаршала графа Кирилла Григорьевича Разумовского.
Главный придел нового Храма был освящен в честь Иверской иконы Божией Матери, северный придел — в честь великомученика Георгия Победоносца, а южный – в честь мученика Иоанна Воина.
В 1802 году в новый Храм был перенесен чудотворный список главной московской Святыни — Иверской иконы Божией Матери из Иверской часовни у Воскресенских ворот. Сей список, написанный в 1792 году священником церкви Николая Чудотворца, что в Подкопаях, Василием Ивановым, служил в часовне «заместительным» когда основную икону увозили для совершения молебнов в дома москвичей.
В Церковном архиве и в Интернете мы подобрали фотографии, показывающие, как выглядел Иверский Храм и его окрестности в разные периоды времени. Надеемся, что всем, кому дорог наш Храм, будет интересно с ними познакомиться.
Подборки фотографий мы планируем размещать постепенно в разделе «Медиатека/Фотогалереи».
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию первую Фотогалерею, рассказывающую о благоприятном для Храма периоде времени, охватывающем конец XIX – начало XX века.
На средства церковных старост и прихожан Иверского Храма церковное здание постоянно подновлялось как внутри, так и снаружи. Предположительно во второй половине XIX века трапезная часть, северный и южный приделы Храма были расписаны известными палехскими мастерами братьями Белоусовыми, расписавшими также Грановитую палату Московского Кремля.
В 1892г., к празднованию 100-летия написания храмового Иверского образа Божией Матери, Иверский храм во всех своих частях был «возобновлен и благолепно украшен»* старанием и средствами почившего церковного старосты, почетного гражданина Николая Васильевича Немирова-Колодкина, и нового церковного старосты, Александра Николаевича Дружинина (племянника Н.В.Немирова-Колодкина).
На средства А.Н.Дружинина совершена была «капитальная промывка, чистка и поправка всего храма, с заменой некоторых ветхих и простых вещей новыми, дорогими и изящными, так что на всех довольно больших и многочисленных иконах храма теперь массивные, дорогие и художественно исполненные на собственной фабрике Немировых-Колодкиных сребро-позлащенные ризы»*.
В начале XX века Иверский храм выделялся красотой, изяществом и благолепием и был украшением Замоскворечья.

Фотография 1882 года из альбома Н.А. Найденова**. На фотографии видны росписи на фасаде Храма, а также надпись на главном фронтоне, над колоннами. Также хорошо видна историческая ограда Храма с двумя парами ворот.

Вид от центра к окраине. По левой стороне, вдали, едва различим Иверский храм. Ближе к нам расположен Храм святителя Николая в Пыжах, пятиглавый, с шатровой колокольней. .

Вид на Иверский храм с юго-запада. Справа — особняк Карповых – Морозовых, выстроенный после пожара 1812 года в стиле классицизма и составляющий с Храмом замечательный архитектурный ансамбль. В конце XIX столетия особняк принадлежал сестре Саввы Морозова, супруге историка, профессора Московского университета, Анне Тимофеевне Карповой***. (Фотография из семейного архива Карповых-Морозовых)

На этой фотографии мы видим каток, устроенный во дворе особняка Карповых – Морозовых. Вид со стороны Малой Ордынки. (Фотография из семейного архива Карповых-Морозовых)

На фотографии изображено «Московского Купеческого общества Здание богадѣльни для слѣпыхъ женщинъ Н.В. и Д.А. Немировыхъ-Колодкиныхъ».
Дом находится на противоположной от Храма стороне Большой Ордынки. Он был выстроен на средства старосты Иверского Храма, купца 1-ой гильдии Николая Васильевича Немирова-Колодкина, и его супруги, Дарьи Артемьевой, известных меценатов и благотворителей. Здание с несколько видоизмененным фасадом сохранилось до наших дней (дом 44, стр.2).
* Московские церковные ведомости
**Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 2: Замоскворецкая часть Земляного города. М., 1883, N 2
***Храм Иверской иконы Божией Матери (вмч.Георгия Победоносца) на Всполье. Издательство «Православная Таганка», 2007год.