Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

27 сентября — Воздвижение Креста Господня

Понедельник Сен 25, 2017

В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византий­ским императором Ираклием.

Праздник называется Воздвижением Кре­ста, потому что и при обретении, и при воз­вращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Равноапостольный царь Константин поже­лал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на ме­сте рождения, страданий и воскресения Гос­пода Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Испол­нить желание царя взялась с великою радо­стью его мать, святая равноапостольная ца­рица Елена.

В 326 году царица Елена с этою целью от­правилась в Иерусалим. Много труда поло­жила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея по имени Иуда, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и от­копать пещеру.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них до­щечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иеру­салимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету епископа стали подносить кре­сты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случи­лось, что в это время мимо несли умершего для погребения. Тогда стали возлагать кре­сты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Та­ким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Царица Елена, патриарх Макарий и окру­жавшие их люди с радостью и благоговени­ем поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом собы­тии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к свято­му животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невоз­можно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланял­ся и восклицал: «Господи, помилуй!»

Святые равноапостольные цари Констан­тин и Елена над местом страданий, погребе­ния и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Вос­кресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константи­ну, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

www.pravmir.ru

 

Тропарь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.

 

Евангельское чтение

Притча о талантах (Мф. 25:14-30)

Ибо Он поступит, как человек, который, от­правляясь в чужую страну, призвал рабов сво­их и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять та­лантов; точно так же и получивший два та­ланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошел также и получивший два та­ланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошел и получивший один талант и ска­зал: господин! я знал тебя, что ты человек же­стокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпáл, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

Господин же его сказал ему в ответ: лука­вый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгую­щим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имею­щему десять талантов, ибо всякому имеюще­му дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и тó, чтó имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

 

Проповедь на Евангельское чтение

Митрополит Иларион (Алфеев)

Порой мы спрашиваем себя, почему Гос­подь дает разные способности, таланты: ко­му-то одни, кому-то – другие, одному боль­ше, а другому − меньше? Вовсе не потому, что Он кого-то выделил, а кого-то обделил, не потому, что Господь одного возлюбил больше, а другого − меньше. Это происхо­дит потому, что каждому из нас Господь дал некий «начальный капитал» для того, чтобы мы вложили его в дело, дабы этот капитал наших талантов, способностей, возможно­стей принес, по крайней мере, двукратный плод.

Господь никого не обделил талантами − нет людей неталантливых. Люди начинают свой жизненный путь в разных жизненных ситуациях, исходные позиции бывают раз­ные, но очень многое зависит от того, какую жизненную установку ставит перед собой сам человек. Если он себе говорит: я готов прине­сти все, что дал мне Бог, Ему в жертву, я готов употребить все свои таланты и способности для того, чтобы принести тот плод, который от меня ожидает Господь, то таланты этого человека будут чудесным образом умножать­ся. Тогда он сможет сделать даже то, чего сов­сем не ожидал от себя, что превосходит его человеческие силы и возможности, потому что Сам Господь будет ему в этом помогать, будет благословлять его труды, его усилия и весь его жизненный путь.

А бывает, человек говорит себе: «Бог дал мне меньше, чем другим людям. Вот тому он дал два таланта, этому − пять, а у меня есть только один. Что я могу с ним делать? Я могу его только держать при себе, а потом в нуж­ный момент, если потребуется, я его верну Тому, от Кого его получил». Иначе говоря, человек живет, не ставя перед собой ника­ких жизненных целей: он не идет вперед, а просто стоит на месте. Вот с такого человека очень строго спросит Бог в день суда. Тогда именно Господь будет спрашивать с челове­ка, а не человек с Господа, мол, почему Ты мне дал не два таланта, не пять и не десять. Господь каждому дает столько, сколько ему необходимо для того, чтобы полученные та­ланты употребить в дело. Весь вопрос заклю­чается в том, как человек распоряжается тем, что ему дал Господь.

Есть немало людей, которые получили от Бога большие способности, но не употре­били их на добрые дела, на пользу ближних и в результате растеряли и растратили свои таланты. Они погубили собственную жизнь и, может быть, еще нанесли вред окружаю­щим людям. А пусть даже скромные талан­ты и способности тех людей, которые жизнь свою решили посвятить Богу и ориентиру­ются в своих действиях на Божественные за­поведи, несомненно, принесут двукратный и многократный плод еще в этой жизни, а в жизни будущей Господь примет их как своих верных рабов.

Нужно помнить о том, что все, что мы по­лучили от Господа, является Его даром нам. Мы должны возвращать это Богу через наши добрые дела, через наш христианский образ жизни. В любой момент Бог может отъять у нас возможность делать добро, распоря­жаться своими талантами, употреблять в дело свои способности. Господь дает − Господь забирает; Он определяет как время нашего прихода, так и время ухода нашего из этого мира. Господь помогает нам во всем добром, что мы делаем. Но если мы отворачиваемся от Бога, то благословение Его перестает рас­пространяться на наши дела. И тогда, сколько бы ни было у нас талантов, они не будут при­носить плода, потому что без благословения Божия человек ничего не может достигнуть.

Мы должны каждый день ставить перед собой вопрос: какие у меня сегодня есть воз­можности совершить добрые дела, что я могу сегодня сделать, дабы хоть еще на шаг при­близиться к тому, чего Господь от меня ожи­дает. Каждый из нас знает, что у нас есть за­дачи перед ближними, перед членами семьи, перед людьми, которые нас окружают, и что у нас есть долг перед Богом.

Будем просить Господа дать нам ясное и четкое осознание того, что необходимо для того, чтобы идти по пути ко спасению. Будем просить у Него сил для того, чтобы, отвергая все злое, нечистое и греховное, что в каждом из нас есть, взращивать и возгревать в себе все самое лучшее.

 

Публикуется в сокращении www.hilarion.ru

 

Не добивайтесь желаемого до боли в животе

Архимандрит Андрей (Конанос)

Беспокойство передается и душе

До чего же странная у нас сегодня жизнь! Вместо рая мы превратили ее в ад. У нас есть всё – и при этом мы постоянно боимся и тревожимся. Ни в одну эпоху не было та­кого количества страховых компаний. Я все удивляюсь, каким образом такое количество страховых агентств совмещается с повальной неуверенностью в завтрашнем дне. В дверях стоят хитроумные замки, дома – на сигна­лизации, дворы освещаются настоящими прожекторами – и тем не менее мы не знаем покоя.

Мы находимся в постоянном дискомфор­те, и некоторые из нас даже физически забо­левают от повышенной тревожности.

А потянешь за ниточку – и становится ясно: «От многих грехов моих немощствует тело, немощствует и душа моя» (из канона ко Пресвятой Богородице. – Прим. перевод.). Все взаимосвязано. Когда заболевает душа, начинает болеть и тело. А если тело находит­ся в беспокойном состоянии, то это беспокой­ство передается и душе. Тело и душа взаимос­вязаны, взаимосвязаны и ощущения. Одно влияет на другое.

Я хотел одного, а Господь послал другое – ну и ничего

Только когда ты поймешь, что в любом слу­чае ничего страшного не происходит, это беспокойство исчезнет. Ведь мы начинаем тревожиться тогда, когда нам кажется, что если не получится то-то и то-то, то весь мир рухнет. Как сказал мне один ученик в школе: «Отче, мы начинаем тревожиться, когда де­лаем относительное абсолютным».

Да, именно это и происходит. Мы возводим в абсолют то, что не является абсолютной, бо­жественной величиной, абсолютным благом. Иными словами, относительное не являет­ся настолько важным, что может привести к концу света. Но в то время как я говорю это, вы мне возражаете: «Нет, рухнет! Нужно обязательно, чтобы все получилось!» И в том случае, если что-то все же не получается, мы заболеваем от огорчения.

Например, тебе хочется прогуляться вече­ром. Это замечательно, но вечерняя прогул­ка – не самое главное в жизни. Однако, если ты внушишь себе, что гулять вечером – это абсолютное благо, добиваться которого сле­дует любой ценой, то в какой-то из вечеров, когда прогуляться не удастся, ты распережи­ваешься, начнешь сокрушаться: «Как же так? Как же я не погулял?» И эти мысли начнут разъедать тебя изнутри.

Но если сказать: «Не получилось прогу­ляться? Ну и ладно!»; то есть, если нашей душе свойственна гибкость, благодаря кото­рой мы меняем свои планы или точку зрения с легкостью, – то никакой стресс нам не гро­зит. Ведь что бы ни случилось, мы готовы это принять. Все хорошо, все по воле Божией.

Я хотел одного, а Господь послал дру­гое – ну и ничего, Он так захотел. А если пос­тоянно ставить перед собой какие-то цели  и задачи и упорно, настойчиво добиваться желаемого – пусть будет по-моему! – то в слу­чае неудачи мы огорчаемся до боли в животе: «Ну почему не вышло так, как я хотел? Поче­му не получилось?»

Помню, как-то мне нужно было найти одну книгу. Я зашел в один книжный мага­зин – ее там не было; зашел в другой – нет книги. Между тем наступил вечер, и мага­зины закрывались один за другим. Я начал волноваться и суетиться – мне так хотелось купить эту книгу! Еще магазин – но и там я ее не увидел. «Попробую добежать до по­следнего книжного, – решил я. – Только бы он не закрылся!» И вдруг, по дороге в мага­зин, меня осенило: «Хорошо. Допустим, се­годня мне удастся купить эту книгу. Ну и что? Я успею за один вечер прочитать ее от корки до корки? Нет. В таком случае, что я потеряю, если куплю ее, скажем, завтра?»

Иногда, желая чего-то, мы так спешим, так упрямимся, что в случае неудачи начинаем страдать. А если не упрямиться в своих же­ланиях, то не будет ни страданий, ни тревог. Вместо этого скажем себе: «Хорошо, значит – так Богу угодно. Пусть все будет по Его воле». И успокоимся.

Спеши там, где необходимо, но затем успокаивайся

– Да, отче! – скажешь ты. – Но сейчас нельзя быть такими! Нужно спешить! Если не спе­шить – не выживешь!

Хорошо, спеши. Спеши там, где необхо­димо, но затем успокаивайся. Дело не в том, чтобы быстро или не быстро выполнить ка­кую-то работу, сделать какое-то дело. Важ­но, чтобы душа не поддавалась этой спешке. Если нужно успеть многое – конечно, стоит торопиться.

И на Афоне, когда в монастыре ожидается какой-то важный гость или праздник с тор­жественной службой и обильной трапезой, монахам нужно успеть переделать массу дел, и они трудятся без отдыха, бегают туда-сю­да. Я сам видел это неоднократно. Однако на душе у них мир и спокойствие. Душа не бе­гает туда-сюда, а находится на одном месте. Где? Перед Господом. Потому они и повто­ряют все время: «Господи Иисусе Христе, по­милуй мя! Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»

Если моя душа – у Бога, то я спокоен. И все у меня хорошо.

Об этом говорил и старец Паисий. Он рас­сказывал, что, когда жил в монастыре Эс­фигмен, ему и еще одному монаху как-то дали послушание приготовить кофе для молящихся после литургии. И вот этот мо­нах все беспокоился, волновался, постоян­но выходил из храма, чтобы успеть с кофе. «Я же не успею!» – говорил он. А старец Паисий спокойно сидел на своем месте и го­ворил ему: «Успокойся, помолись, не уходи! Дай душе утихнуть, встретиться с Богом! И тогда пойдешь готовить кофе. Господь все видит!»

Итак, старец спокойно молился в хра­ме до конца службы, а после литургии так же спокойно брал просфору и шел готовить кофе. «И знаете, что я заметил? – рассказы­вал он. – Тот монах, который все торопился приготовить поскорее, постоянно проливал кофе, обжигался, ничего у него не получа­лось. Движения резкие, нервные, промахи один за другим… А я, не выходивший из цер­кви до конца службы, до «Молитвами святых отец наших…», спокойно все успевал. Гос­подь устраивал, и все получалось!»

 Публикуется в сокращении www.pravmir.ru 

Еженедельная приходская стенгазета (Подготовлено совместно с Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви , Выпуск №38 (405), 22.09.2017 (скачать *.pdf)

Этапы Возрождения Храма: 1994 — 2019гг.

Храм открыт ежедневно с 8.00 до 18.30

Начало вечернего богослужения в 17.00.

Начало Божественной Литургии:
в Воскресенье в 9.00,
в другие дни – в 8.00.

Подробнее о богослужениях на ближайший месяц — см. Расписание.

Крещение и Венчание

Таинства Крещения и Венчания совершаются после проведения огласительной беседы.

Записаться на огласительную беседу можно на Свечном Ящике.

Духовное просвещение

В Храме проводятся занятия по курсу «Введение в язык Православного Богослужения».

Проводит занятия регент Зимелева Т.А. по воскресеньям после Литургии.