Вратарница
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

Пятница Сен 21, 2018

Новый Завет почти ничего не рассказывает нам о жизни Пресвятой Богородицы. Все, что мы знаем о событиях Ее рождения и успения, основано на «Протоевангелии Иакова» — апокрифе, книге, не вошедшей в состав Библии,
но воспринимаемой Церковью как часть Священного Предания.

Анна и Иоаким – родители Богородицы

Пресвятая Богородица родилась в годы правления Ирода Великого в пригороде Иерусалима. Ее родители Иоаким и Анна — происходили из рода царя Давида, были людьми уважаемыми, но не слишком богатыми. По всем меркам Иоаким и Анна были счастливыми супругами, им можно было бы позавидовать в хорошем смысле, если бы не одно обстоятельство: прожив пятьдесят лет в браке, они так и не смогли родить ребенка.

Возможно, в начале семейной жизни отсутствие детей не сильно тяготило их: пока ты молод, то не особо задумываешься о таких вещах. Однако на пике зрелости, когда у окружающих сверстников начали появляться внуки, Иоаким и Анна стали все сильнее и сильнее просить Всевышнего ниспослать им дитя. Каждый день супруги ожидали чуда, но оно не спешило совершаться. Супруги даже пообещали своего первенца отдать на служение в храм, но Бог словно не слышал их. И однажды, после очередной молитвы, Иоаким и Анна смирились.

Пожилые люди с благодарностью приняли свой крест, прося теперь лишь одного — чтобы их оставшаяся жизнь была еще более благочестивой, чем ранее. Добродетельных супругов начали уважать еще больше, но находились и злые языки. Поползли слухи, что Иоаким и Анна прокляты Богом, что с ними нельзя общаться, а добрые дела, творимые ими, приносят людям горе. Дошло до того, что, когда Иоаким однажды принес в Иерусалимский храм положенную жертву, священник прогнал его, заявив, что не будет принимать ее от недостойного человека. Такое отношение некоторых людей покажется странным, но оно вполне логично и объясняется не только злыми нравами некоторых иудеев, но и одной особенностью ветхозаветного религиозного мышления.

В ожидании Спасителя

Еще в самом начале человеческой истории Бог дал нашим падшим прародителям Адаму и Еве обетование, что в положенное время среди их потомков родится Избавитель и Спаситель. Это пророчество было сказано в виде обращения к дьяволу-обольстителю, которого Господь проклял буквально следующими словами: Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3:15).

Уже праматерь Ева отнесла высказывания о жене и ее семени к себе и посчитала, что именно она родит будущего победителя зла. Но вышло иначе: ее старший сын Каин стал не спасителем, а первым убийцей, лишившим жизни своего брата Авеля. Немногим лучше оказались и более отдаленные потомки Адама: они отошли от Бога. И лишь небольшая часть людей продолжала, как умела, почитать Единого Бога и хранить память о былых временах, когда рай еще не был закрыт для человека.

Эти же верные Господу поколения веками передавали и Божье обетование о семени жены, которое победит древнего змея-сатану. Каждая благочестивая девушка понимала, что именно она может стать этой женой, а каждый мужчина в глубине души надеялся быть причастным этому чуду. Поэтому среди избранного народа брак и продолжение рода считались делом чести, а наличие детей расценивалось как благословение Божье. И наоборот — если супруги не имели потомства, то подвергались всяческому поношению, ибо считалось, что такие пары лишены милости Всевышнего за какие-то страшные грехи.

Ступени для Девы Марии

Иоаким и Анна несли крест бездетности всю свою супружескую жизнь. Они даже и представить не могли, что именно от их союза произойдет та самая жена, чье семя упоминается в эдемском обетовании. Однажды им по очереди явился ангел и возвестил радостную весть: они станут родителями. И точно так же, как много лет назад пожилая чета смиренно приняла жребий своей бездетности, с таким же смирением приняли старики и ту радость, которая выпала на их долю. Иоаким и Анна не стали спорить с ангелом, не стали благочестиво отнекиваться, ссылаясь на почтенный возраст и невозможность иметь детей.

В назначенный срок немолодая уже женщина стала матерью здоровой малышки, которую назвали Мария. Старики были счастливы и благодарили Бога за ниспосланный им дар. Через три года Марию привели в Иерусалимский храм.

Во время обряда посвящения произошло чудо: стоило лишь поставить Марию у лестницы, ведущей к верхней части храмового двора, она сама, без чьей-либо помощи, преодолела пятнадцать огромных ступеней, по которым с трудом карабкались многие взрослые. Видя происходящее и прозревая будущую судьбу Девочки, первосвященник принял Ее, благословил и совершил ранее невиданное: он повел Марию во внутренние помещения Храма — туда, где могли находиться лишь священники.

В этот момент все присутствующие осознали, что дочь Иоакима и Анны достойна войти в святилище, и Ей предстоит совершить нечто очень важное.

Подготовлено Комиссией по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы
при поддержке проекта «Православный вестник»
Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Скачать Миссионерский листок / сентябрь 2018 года

Фотогалерея Божественной литургии в Храме 21 сентября 2018г.

Проводили в последний путь

Храм открыт ежедневно с 8.00 до 18.30

Начало вечернего богослужения в 17.00.

Начало Божественной Литургии:
в Воскресенье в 9.00,
в другие дни – в 8.00.

Подробнее о богослужениях на ближайший месяц — см. Расписание.

Крещение и Венчание

Таинства Крещения и Венчания совершаются после проведения огласительной беседы.

Записаться на огласительную беседу можно на Свечном Ящике.

Духовное просвещение

В Храме проводятся занятия по курсу «Введение в язык Православного Богослужения».

Проводит занятия регент Зимелева Т.А. по воскресеньям после Литургии.