Вратарница
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

21 Ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Понедельник Ноя 20, 2017


Установление праздника связывается с решением поместного Лаодикийского собора (ок.363 года), который осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

Совершается он в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же (по старому стилю) день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым».

Издревле, с самых первых времен, люди почитали святых Ангелов. Несомненно, ангельский мир сотворен Богом, потому что Им создано все, что есть на Небесах и на Земле, видимое и невидимое. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов святые отцы находят в 1-ом стихе 1-ой главы книги Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» разумеют мир духовный со всеми населяющими его существами, а под «землей» — мир вещественный, материальный. Относительно времени сотворения ангельского мира в Библии нет прямых указаний. Большинство святых отцов считают, что к моменту сотворения видимого мира ангелы уже существовали: «Когда сотворены были звезды, восхвалили Меня громким голосом все Ангелы Мои». [Иов. 38:7] Сами же ангелы сотворены, как указывает преп.Исаак Сирин, «в молчании» — то есть в тайне, прежде слов и прежде времени. Не только создание, но и отпадение части ангелов произошло до появления человека, поскольку искушение Адама и Евы совершил в образе змия уже падший к этому времени ангел. [Aug. De Gen.imp. XI 16]

Ангелы – служебные духи, бесплотные, обладающие умом и свободной волей, носящие в себе образ Божий. Прп.Иоанн Дамаскин говорит о «легкости, пламенности, пылкости, проницательности и стремительности, с которой Ангелы желают Бога и служат Ему». Он также называет Ангелов «вторыми светами, имеющими свет от первого, безначального Света». Находясь в непосредственной близости к Богу, они питаются Его светом и передают его нам.

«Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму? – спрашивает нас архим. Иоанн Крестьянкин. —  Находясь в непосредственной близости к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовию Творца Вселенной к Своей твари. Некий Божественный свет широкой рекой свободно льется через них. Но не просто протекает через них, как по свободному желобу, и, не задерживаясь, истекает и пропадает. А льется так, как льется, искрясь и сияя, свет, когда он попадает на драгоценный камень. Дойдет свет до его середины и оттуда отразится ответным сиянием, и распространяется, и, множась, бьет во все стороны, преломляясь на гранях, окрашивается в изумительные цвета, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой. В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию. И вот в этом отраженном сиянии Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемненном, но сиянии, приумноженном и радостотворном, приносящем жизнь, мы познаем Бога! Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет. Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию — нам нужны посредники, которые так преобразуют ее, что она становится доступной и нам. И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.»

Святые Ангелы не только восхвалением служат Богу, но стремятся подражать Ему в действиях. Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришел на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью — служения людям. Слово «ангел»  означает «вестник», потому что Ангелы возвещают людям волю Божию.

Весь ангельский мир, по словам архим. Иоанна Крестьянкина, при сотворении был наделен великими совершенствами и благодатными дарами. И велико, и славно было его предназначение. Но поскольку Ангелы, подобно людям, были наделены свободной волей, они могли злоупотребить свободой и впасть в грех. Что и произошло с Денницей, одним из верховных Ангелов, который впал в гордость и восстал против своего Творца, пожелав быть самостоятельным, не зависящим от Бога. Мир духовный поколебался, часть ангелов последовала за ним.

В этот момент из ангельской среды выступил поборник славы Божией Архистратиг Михаил и перед всем Cобором ангельским властно произнес: «Кто как Бог!» — показывая этим, что признает только Единого Бога, Творца и Властителя всей Вселенной. «Никто как Бог!» — смело и решительно заявил он, свидетельствуя о величии Божием. В этом поступке проявилась его твердая вера, смелость и решительность в действиях, способность не только верить, но и свидетельствовать о Боге; излучая, распространять воспринятый им Божественный свет на весь мир.

Битва на небе была трудной, но силы добра превозмогли силы зла… Денница был свергнут с неба, а Архангел Михаил утвердился как вождь верного Богу ангельского мира. С тех пор в руках Архистратига Михаила меч, ибо свергнутый с неба сатана не перестает воевать против небожителей. Падшие ангелы не могут проникать в высшие области мироздания, поэтому всю злобу свою они устремили на людей, особенно — на всех, верующих в Бога.

Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство Архистратига Михаила, с течением времени настолько утвердились в добре, что грех для них сделался невозможным. Не потому, что они, имея свободную волю, не могут преступить воли Божией, а просто потому, что они не хотят грешить. Для человека не хотеть грешить — значит получить возможность приблизиться к Богу и видеть Его, как видят Его Ангелы, служить Ему и только Ему, исполняя Его повеления.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. (Греческое слово ‘ο ’άγγελος одинаково именует духов света и духов тьмы. В церковнославянском же языке различие ангелов и бесов выражено так: бесплотные небесные силы носят имя ангелы, а бесы – аггелы).

В трактате «О небесной иерархии», приписываемом сщмч. Дионисию Ареопагиту, чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы, в среднюю: Господства, Силы и Власти, в низшую: Начала, Архангелы и Ангелы. Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил.

Ангельская иерархия, по Дионисию Ареопагиту, отражена в земной церковной иерархии: епископы, священники, диаконы.

Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после смерти. «Есть без сомнения и другие силы, — пишет свт. Иоанн Златоуст, — которых мы не знаем по именам… Есть, конечно, ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти, однако ж не они одни составляют всех жителей небесных; их – целые неисчислимые поколения, которые не может изобразить никакое слово».

 Между миром земным и миром небесным существует глубокая молитвенная связь. Ангелы служат Богу [Откр 4. 6–8] и участвуют в богослужении земной Церкви: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат» (литургия преждеосвященных Даров). И наоборот — земная Церковь при совершении Божественной литургии поет: «Иже Херувимы тайно образующе» (т.е. таинственно изображая Херувимов).

Сравнивая количество людей и ангелов некоторые отцы Церкви (свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Григорий Нисский, свт. Григорий Двоеслов) прибегали к притче Спасителя об овцах [Лк 15. 3–7], из которой заключали, что 99 незаблудившихся овец символизируют собой количество Ангелов, а одна заблудившаяся – количество людей. По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы войти в Ангельский Собор и восполнить число отпавших ангелов.

 

При подготовке материала использована литература:

 1) Минея, Октябрь

2) Архим. Иоанн Крестьянкин, «Слово в праздник Архистратига Михаила»

3) Сщмч. Дионисий Ареопагит, «О небесной иерархии»

4) Иеромонах Иларион Алфеев, книга «Таинство веры», Москва, 1996г.

5) «Православная энциклопедия», статья «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»

 

 

 

 

Икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей

Икона блж. Матроны

Братья и сестры!

После реставрации в наш Храм вернулась икона блаженной Матроны Московской – с частицей мощей. Икона в новом киоте, украшена жемчугом и басмой.

Приходской совет благодарит всех жертвователей!

Храм открыт

Храм открыт ежедневно
с 8.00 до 18.30.

Начало вечернего богослужения в 17.00.

Начало Божественной Литургии:
в Воскресенье в 9.00,
в другие дни – в 8.00.

Подробнее о богослужениях на ближайший месяц — см. Расписание.

Крещение и Венчание

Таинства Крещения и Венчания совершаются после проведения огласительной беседы.

Записаться на огласительную беседу можно на Свечном Ящике.

Духовное просвещение

В Храме проводятся занятия по курсу «Введение в язык Православного Богослужения».

Проводит занятия регент Зимелева Т.А. по воскресеньям после Литургии.