19 августа — Преображение Господне

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные Богом братия и сестры, сегодня христиане всего мира с высокою радостью празднуют преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Торжествуют и радуются христиане, празднуя этот праздник, потому что славное преображение Господне дает величайшее утешение христианскому сердцу. Тверды и непоколебимы становятся наша вера во Христа и наше упование во Христе на вечное блаженство, когда мы духом переносимся на Фавор и являемся зрителями преображения Христова.  Здесь, на Фаворе, божество Христово подтверждается, во-первых, Его преображением, кроме того, явлением из загробного мира двух ветхозаветных пророков — Моисея и Илии, а также свидетельством с неба Отеческого гласа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» (Мф. 3, 17).

Праздник Преображения Господня в Иверском храме, 2020г.

Ведь мы знаем, дорогие, что Господь наш Иисус Христос смиренно и в уничиженном виде совершал Свое великое служение человеческому роду. Приняв образ раба, Сын Божий повсюду являл Себя Сыном Человеческим, на Него все смотрели, как на простого человека. Господь под завесою Своей плоти скрывал Свое божество, и лишь по временам Он являл Свое божественное достоинство, когда совершал какие либо чудеса, знамения и исцеления больных. Готовясь на великий подвиг Своих крестных страданий, Спаситель яснейшим образом явил на сей святой горе Своим ученикам Свое божественное величие, как воспевает Церковь, «да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее Сияние»*.

Господь видел слабую еще веру в Своих учениках, и вот для того, чтобы поддержать и укрепить их еще не твердую веру в Свое божественное посланничество, веру, которой предстояло великое испытание, сильная опасность поколебаться, Он и явил им Свое божественное величие. Ведь когда они увидят, как злые враги станут глумиться над Христом, мучить и распинать Его, а Он, как безгласный агнец, будет все беспрекословно терпеть и молчать, в них могло запасть сомнение, что, видно, Он не Бог, не Сын Божий, не обещанный Спаситель мира, а льстец, от которого надо отстать и пристать ко врагам.

Но теперь ученики на горе Фаворской видят такое преславное преображение Господне, которого люди от самого сотворения мира еще не видали, и в этом преображении ученики теперь собственными глазами увидели славу божества Своего Учителя и свидетелей небесных, ощутив при этом несказанную радость в своем общении с Господом. И мы с вами, дорогие, с радостью празднуем этот праздник, веруя, что преобразившийся на горе Господь преобразит некогда и наши уничиженные тела, так что они будут сообразны славному телу Его, — силою, которою Он действует и покоряет Себе все. Празднуя преславное Преображение Господне, мы тем самым празднуем наше будущее преображение, которое непременно совершится в вечности, а потому — как вожделенно должно быть для каждого человека это славное преображение! И как важно, чтобы человек чаще о нем думал и употреблял все свои усилия к тому, чтобы сподобиться его!

В благородном своем стремлении к достижению своего славного преображения необходимо, дорогие, помнить следующее: человек состоит из тела и души, а поэтому телесному, внешнему нашему преображению должно предшествовать преображение внутреннее, преображение нашей души. Именно за преображением внутренним следует обыкновенно преображение внешнее. Мрачен, как туча, человек в состоянии гнева, ненависти, зависти, проводящий свою жизнь в злодеяниях, преданный пороку или предавшийся отчаянию. Но как только человек постарается стяжать кротость, благодушие, мир, любовь, оставить свою порочную жизнь, то на душе человека становится ясно, спокойно, и вместе с этим преображается весь человек. Поэтому, если христианин желает себе преображения внешнего, то он должен сначала преобразиться внутренно.

Как совершается преображение человека душевного в человека духовного? При посредстве креста, слагающегося из тяжких трудов самоисправления и самоусовершенствования, когда человек принуждает себя, отложивши ветхого человека с его греховными страстями и привычками, стремиться к добродетели, прилепляется только к тому, что истинно, добро, чисто, любезно, что справедливо, достохвально, что составляет только добродетель и похвалу (см.: Флп. 4, 8). Евангелие повествует, что Господь для Своего преображения взошел на высокую гору и молился, научая этим и нас восходить мыслями от земли, отрешаться от земных уз и почаще возноситься умом к горнему, к небесному, очищая этим свои чувства и ум от житейской суеты и привязанности.

Обратите ваше благоговейное внимание, дорогие, на то, что апостолы Христовы почувствовали высочайшее блаженство только тогда, когда удостоились созерцать славу Своего Божественного Учителя. Это обстоятельство убеждает нас в том, что только во Христе человек может иметь истинное и наивысшее счастье, и это есть единственное истинное счастье, которое никто и никогда у нас отнять не может. Всякое другое счастье, счастье без Христа, — призрачно, обманчиво, изменчиво, и за те удовольствия, которые оно обещает, оно повергает человека в бездну неисчислимых и тяжких страданий.

Итак, дорогие братия и сестры, будем со своей стороны употреблять все усилия, чтобы очистить себя внутренно от всякого греха и порока, чтобы не царствовал в нашем сердце грех, а царствовал бы Христос. Тогда и мы удостоимся преображения здесь на земле и благодатного и славного преображения в будущем веке, чего да сподобит нас Господь Иисус Христос, Которому со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков. Аминь.

*Кондак Преображения Господня

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Проповедь на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 августа 1964 г.

 

 

Использованы материалы:

Текст проповеди приведен по книге: Архимандрит Кирилл (Павлов), Проповеди, изд.Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003г.