15 февраля — Сретение Господне

Сретение Господне – двунадесятый праздник, посвящённый воспоминанию одного из важных событий в земной жизни Иисуса Христа. Соласно Евангелию от Луки, на сороковой день по Рождестве Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы по обычаю ветхозаветного закона посвятить Его Богу, как своего первенца, а также принести благодарственную и ритуальную очистительную жетвы.

Женщина, родившая мальчика, считалась нечистой в течение сорока дней, она могла выполнять свою будничную домашнюю работу, но не могла посещать храм или принимать участие в любом религиозном обряде (Лев. 12). По истечении этого срока она должна была принести в храм агнца для жертвы всесожжения и молодого голубя или горлицу для жертвы за грех. Это была довольно дорогостоящая жертва, и поэтому в законе было записано, что если женщина не в состоянии купить агнца, то она может принести в жертву вместо него второго голубя (горлицу). Принесение в жертву двух голубей называлось «жертвоприношением бедных». Именно такое жертвоприношение и принесли Дева Мария и Иосиф Обручник.

При входе в Иерусалимский храм произошла встреча Богомладенца и праведного старца Симеона, которому некогда Духом Святым было обещано, что он не умрёт, пока не увидит своими глазами пришедшего на землю Спасителя мира. Церковное предание говорит о том, что праведный Симеон был одним из семидесяти учёных толковников, которые переводили Библию с еврейского на греческий язык во времена Птолемея Филадельфа, то есть примерно за 270 лет до Рождества Христова. Симеон усомнился в словах пророка Исайи «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», и хотел слово «дева» исправить на «молодая женщина». И вот тогда ему было дано обетование, что он не умрёт, пока не убедится в истинности указанного пророчества. Он прожил свою долгую жизнь для того, чтобы увидеть это Божественное таинство и лицом к лицу встретиться с Воплотившимся Богом. Старец Симеон стал, таким образом, символом ветхозаветного народа Израильского, абсолютный смысл многовековой истории которого заключался в подготовке себя и окружающего его языческого мира ко встрече с грядущим Мессией и исповедании Его Спасителем всего человечества.

Славянское слово «сретение» и означает «встреча». Симеон был уже очень стар и превзошёл все мыслимые пределы человеческой жизни, когда по внушению Духа Святого он пришёл в Иерусалимский храм и принял наконец на свои руки Младенца Иисуса. При этом он произнёс те замечательные по своей силе слова, которые стали молитвой и сегодня читаются или поются в христианских церквях за каждым вечерним богослужением. В переводе на русский язык они звучат так: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29–32). Теперь, дожив до встречи с Богом, Который стал – по Своей любви к людям – истинным Человеком и Который просветит Своей проповедью все народы земли, старец Симеон мог спокойно умереть: сретение наконец состоялось.

Обращаясь к Деве Марии, Симеон произнёс другое пророчество: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих и в предмет пререканий; и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец» (Лк. 2:34–35). Удивительные слова, которые полностью осуществились и в земной жизни Спасителя, и после Его Воскресения: Он стал предметом пререканий, и одни, принимая Спасителя, восставали вместе с Ним, а другие, отвергая Его, падали. Словами же об оружии, то есть о мече, которым будет пронзено сердце Богородицы, был предуказан весь крестный путь Девы Марии: от Вифлеема до Голгофы. Уже в первые годы жизни Сына Ей пришлось трепетать за Него. Тревожная весть о готовящемся детоубийстве, поспешное бегство, утомительное путешествие в чужую страну, жизнь вдали от родины – таков пролог евангельской истории. Но никогда не вырвалось у Пресвятой Девы ни слова ропота, ни жалобы. Не случайно день Сретения Господня в церковной традиции считается не только праздником в честь Христа, но и Богородичным. Он напоминает нам о земном подвиге и муках Богоматери.

Тут же, в Иерусалимском храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.

Праздником Сретения Господня завершается цикл рождественских праздников, связанных с явлением Спасителя в мир. Смысл праздника Сретения – в долгожданной и спасительной встрече всего человеческого рода и каждого отдельного человека с единым истинным Источником всякого добра и подлинного блага – Господом Иисусом Христом.

Святитель Феофан Затворник писал: «В сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, – Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, – Анна; с другой – чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая – Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией – Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и сретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых».

Тропарь Сретения Господня

глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак Сретения Господня

глас 1

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

 

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

 

Подготовлено по материалам еженедельной приходской стенгазеты
Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы, в ы п у с к  № 8 ( 1 8 6 ),  15. 0 2. 2 0 2 0
Полностью стенгазету можно скачать здесь

Православные празднуют Сретение Господне 15 февраля. «Сретение» по-русски значит «встреча» — встреча младенца Иисуса в Иерусалимском храме, центре ветхозаветной веры. Это событие столь важно для христианства, что стало одним из главных православных праздников.

Бог Библии не только говорит — Он действует, а Его речь — чаще всего дополнение к его действию. Он вторгается в историю, чтобы сделать ее историей спасения. Писание повествует, как Он действует в истории избранного Им народа.

Он созидает этот народ через Ав­раама и его потомков, выводит его из египетского рабства, проводит через века испытаний, отступни­чества и покаяния… Зачем? Куда ведет это долгая — более чем тыся­челетняя — дорога Ветхого Завета?

Пророки приоткрывают таин­ственную завесу над будущим: в мир должен прийти Тот, ради ко­торого все это было — и призвание Авраама, и исход из Египта, и да­рование Закона. История Израиля — и всего человечества — движет­ся к своей высшей точке, когда Бог войдет в историю Сам, лично.

На сороковой день Младенца Иису­са приносят в Храм, чтобы посвя­тить Богу, как того требовал Закон в отношении первенцев. В Храме его встречают два человека — про­рочица Анна и старец Симеон.

Кто был этот таинственный старец? В Церкви сохранилось предание о том, что Симеон был одним из се­мидесяти двух ученых толковни­ков, которые выполнили перевод книг Ветхого Завета на греческий язык. Этот перевод получил на­звание Септуагинта и широко ис­пользовался среди грекоязычных иудеев, а впоследствии и среди христиан.

Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7:14), он подумал, что это явная ошибка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и счел нужным исправить текст.

Но ангел остановил его руку и пообе­щал ему, что он не умрет, пока сам не убедится в истинности этого пророчества.

Евангелист рассказывает о правед­ной Анне: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от коле­на Асирова, достигшая глубокой ста­рости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмиде­сяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк 2:36–38). Восемь­десят четыре года — почтенный возраст даже по нашим меркам, в мире же, где общая продолжитель­ность жизни была ниже, эта циф­ра подчеркивает, что Анна была очень, очень пожилым человеком. И всю свою долгую и, насколько мы можем понять, трудную жизнь она ждала Мессию.

И вот наконец терпение и вера ветхозаветного Израиля обретают свою награду — Мессия приходит.

Старец Симеон и Анна пророчица встречают Спасителя от лица всех праведников Ветхого Завета, тех, кто все эти столетия жил в ожи­дания Спасения Божия. И Симеон исповедует, что с этим Младенцем спасение пришло — к Израилю и ко всем народам. Пророчества испол­нились, надежды осуществились: Бог поселился среди людей.

Прочитать материал полностью можно здесь