Вратарница
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Святитель Нифонт, архиепископ Новгородский

Икона свт. Нифонта, еп. Новгородского

Святитель Нифонт, архиепископ Новгородский, уроженец Киева, принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре при игумене Тимофее. Своей подвижнической жизнью в посте и молитве Нифонт снискал себе великую славу богомудрого и преданного служителя Божия. В 1113 году, когда епископ Новго­родский Стефан после 20-летних архипастырских трудов оставил кафедру и удалился на безмолвие в монастырь, по изволению Божию и единодушному решению новгородцев на эту кафедру был возведен прп. Нифонт, епископская хиро­тония которого состоялась в Киеве.

Одной из первых забот святителя Нифонта стала забота о прекращении междоусобных браней и водворении мира между русскими князьями. В 1135 г. ему удалось прекратить казавшееся неминуемым столкновение между Киевом, Черни­говом и Новгородом. Его святительские слова, обращенные к соперничав­шим князьям, неоднократно способствовали утверждению мира и в дальнейшем.

Святитель Нифонт уделял большое внимание церковному строительству, содействовал украшению старых и возведению новых храмов. Вскоре, после его возведения на епископскую кафедру, был заложен в центре Новгорода бело­каменный храм в честь Пресвятой Богородицы, а знаменитый новгородский храм Софии Премудрости Божией благоукрашен иконами, и крыша храма покрыта оловом. В 1156 году святителем Нифонтом была основана Спасо-Ми­рож­ская обитель в пойме двух рек — Великой и Мирожи, с соборным храмом в честь Преображения Господня, сооруженным несколько ранее. По приглашению суздальского князя Юрия он освящал церковь Богоматери в Суздале.

Будучи строгим блюстителем церковных правил, святитель Нифонт не побоялся гнева новгородского князя Святослава Ольговича и отказался благословить его на противозаконный брак. Когда же князь был все-таки венчан неподвласт­ными Нов­городскому епископу иереями, святитель Нифонт публично осудил Святослава в законопреступлении. Твердость и верность церковным канонам святитель проявил и в 1147 году, когда по кончине митрополита Киевского Ми­хаила на кафедру митрополита был возведен Климент, избранный без необхо­димого в то время благословения Константинопольского Патриарха, по своеволь­ному решению великого князя Киевского Изяслава Мстиславича. На созванном великим князем архиерейском Соборе, в котором участвовали преосвященные иерархи Онуфрий Черниговский, Феодор Белгородский, Евфимий Переяславский, Дамиан Юрьевский, Феодор Владимирский, Мануил Смоленский, Иоаким Туров­ский и Косма Полоц­кий, святитель Нифонт решительно выступил против неза­кон­ного волеизъявления Изяслава Мстиславича и предупредил епископов о неот­вратимости Божией кары за отступление от церковных правил. Несмотря на то, что бесстрашному иерарху удалось склонить на свою сторону пятерых из участвовавших в Соборе епископов, Киевскую кафедру занял митрополит Климент. Ожесточившись на святителя Нифонта за отказ служить вместе с ним Божественную литургию, митрополит Киев­ский пожаловался на него великому князю Изяславу, который распорядился не отпускать святителя в Новго­род­скую епархию и заточить его в Киево-Печерский монастырь. Это решение святитель Нифонт принял со смирением, благодаря Гос­пода за воз­можность вернуться «к безмолвному своему житию со святыми». После того как великий князь Изяслав Мстиславич был низвержен с Киевского престола князем Георгием Мономаховичем, святитель Нифонт вновь получил в управление Новгородскую епархию. Действия епископа в защиту патриарших прав были вознаграждены: новый патриарх Константинопольский Николай IV направил святителю одобрительную патриаршую грамоту, в которой сравнивал его с первыми святыми отцами, твердо стоявшими на защите Православия. В 1156 году, узнав о прибытии в Киев нового митрополита Константина, получившего посвящение и назначение на Киевскую кафедру в Константинополе, епископ Нифонт принял решение отправиться в Киев, чтобы приветствовать законно избранного митро­по­­лита и одновременно поклониться чудотворной Киево-Печерской иконе Божией Матери и святым мощам преподобного Феодосия Печерского. В Киеве святитель оста­новился в Печерском монастыре, где за три дня до постигшей его болезни удос­тоился чудного видения; во сне ему явился преподобный Феодосий со свит­ком в руке, на котором было написано: «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог». Бла­го­даря этому явлению преподобного святитель Нифонт воспринял болезнь как милость Божию и, перенося ее со смирением и радостью, отошел с миром ко Господу в субботу Светлой седмицы, на тринадцатый день после начала болезни. Святитель Нифонт был погребен в Киево-Печерском монастыре, в пещере прп. Феодосия. Впоследствии его святые мощи были перенесены в Антониевы пещеры.

Святитель Нифонт является автором нескольких житий Киево-Печерских угод­ни­ков, ему приписывается продолжение Несторовой летописи после Силь­вестра, с 1116 по 1157 гг. В патриаршей библиотеке хранятся «Ответы» св. Нифонта на казуистические вопросы клирика Кирика; из них некоторые напечатаны
в церковной истории преосвященного Макария; в этих ответах виден человек бывалый и знакомый с Палестиною. Сему святителю есть особая служба со сла­вословием.

Тропарь святителя Нифонта, епископа Новгородского

Яко сый нравом православных/ Восточныя Церкве преданий истинный защитник,/ сподобился еси великаго во отцех Феодосия/ видети по смерти яко жива,/ возвещающа тебе Царствия Небеснаго наследие,/ егоже неизреченных доброт/ ныне с ним неразлучно наслаждаяся,/ моли и о нас, чадех своих, Нифонте прехвальне.
Кондак святителя Нифонта, епископа Новгородского

Ревности древних отец/ в твердом истинных догмат хранении подобней,/ крепкоумне Нифонте,/ не восхотел еси восхитившему самовольне престол Митрополии Климу сослужитель быти,/ избранному же на се от всех, покорен,/ священнолепне с ним служил еси/ и, жизнь свою скончав,/ обрел еси безконечное Царство Христово.
Ефрем еп. Переяславский                                                                                               Прп. Никола Святоша князь Черниговский

 

Братья и Сестры! Часы богослужений в Храме

Начало вечернего богослужения – 17.00.

Исповедь – по окончании вечернего богослужения.
Начало Божественной Литургии в воскресные дни - 9.00
Начало исповеди – 8.00.
Начало чтения Часов – 8.40.

Начало Божественной Литургии, кроме воскресных дней – 8.00.
Начало исповеди – 7.00.
Начало чтения Часов – 7.40.

Подробнее о богослужениях на ближайший месяц - см. расписание.

Огласительные беседы

Братья и сестры!
В нашем Храме проводятся огласительные беседы со взрослыми, желающими креститься, а также с родителями и восприемниками младенцев.

Огласительные беседы проходят каждое воскресенье по завершении Божественной Литургии (в 11-00).

Занятия по курсу «Введение в язык православного богослужения»

В нашем храме проводятся занятия  по курсу «Введение в язык православного богослужения». Занятия ведет регент нашего хора Татьяна Алексеевна Зимелева по воскресеньям после Литургии.

Беседы по Закону Божию

Братия и сестры!
Приглашаем вас на беседы по Закону Божию (смотрите раздел "План духовных бесед").

Таинства крещения и венчания совершаются после огласительных бесед. Записаться на огласительную беседу можно за свечным ящиком.

Храм открыт с 8.00 до 19.00 часов.

В дни Богослужений – с 8.00 до окончания вечернего Богослужения.

Поиск по сайту