Вратарница
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Святитель Лука Симферопольский

День памяти: 29 мая ст. ст./ 11 июня н. ст.

Икона свт. Луки СимферопольскогоСудьба этого святого ярка и неповторима. Ибо в своей земной жизни он соединил два служения — Богу и людям. Одно — в качестве архипастыря. Другое — в качестве врача-хирурга. Подобных ему не бывало и вряд ли когда-либо будет.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (так звали в миру святителя Луку) родился в 1877 году в городе Керчи в семье провизора. По окончании гимназии в Киеве он избрал медицину в качестве дела, которому решил посвятить жизнь, хотя святитель впоследствии вспоминал, что испытывал больше склонностей к занятиям живописью, тогда как «к естественным наукам чувствовал почти отвращение». Однако, как глубоко верующий человек, посчитал своей обязанностью «заняться тем, что полезно для страдающих людей». И этот жертвенный поступок был вознагражден Богом. Святитель Лука вспоминал, что, учась на медицинском факультете Киевского университета, он увлекся хирургией. Впоследствии об его хирургическом мастерстве было сложено много легенд. Сам же он в своих «Воспоминаниях» так резюмировал итог своих юношеских исканий: «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургом».

По окончании университета Валентин в составе медицинского отряда Красного Креста участвовал в русско-японской войне. В военно-полевом госпитале в Чите он успешно оперировал раненых. Там святитель встретил женщину, ставшую его женой и матерью его четырех детей, — сестру милосердия Анну Ланскую, которую раненые прозвали «святой сестрой» за ее исключительную доброту и кротость характера.

Впоследствии семья Войно-Ясенецких жила в разных городах России — Ардатове, Фатеже, Переславле-Залесском, Ташкенте. И везде Валентин Феликсович много и успешно оперировал больных. Занимался и научной работой. В 1915 году вышла его первая книга — «Регионарная анестезия», посвященная вопросам местного обезболивания при оперативном лечении больных. В 1916 году за этот труд он был удостоен степени доктора медицинских наук и премии Варшавского университета. Вслед за этим у Валентина возникла мысль изложить свой обширный хирургический опыт в книге под заглавием «Очерки гнойной хирургии». При этом, как он вспоминал позднее, ему явилась «крайне странная, неотвязная мысль: когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». В 1917 году умерла от туберкулеза его жена. А в 1921 году Валентина рукоположили в сан священника, в 1923-м постригли в монашество и вскоре хиротонисали во епископский сан.

Принятие священства в двадцатые годы требовало от человека немалого мужества. Ведь это было время разгула «воинствующего атеизма». А святитель Лука не побоялся открыто вступиться за Православную веру, которую стремились вытеснить из сердец и памяти людей. Вот его собственные слова, объясняющие, почему он это сделал: «При виде кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом, мое сердце громко кричало: «не могу молчать!» И я чувствовал, что мой долг — проповедью защищать оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому». На эту тему святитель проповедовал и писал. Иногда это проявлялось и в житейских эпизодах, когда он заступался за икону, которую выбрасывали из операционной. Или когда отказался лечить человека, повредившего глаз при разрушении храма. Это мог позволить себе только очень смелый человек, особенно если учесть, что последний случай относится к периоду его сибирской ссылки, когда он был абсолютно беззащитен и бесправен.

Но самой яркой проповедью христианства, которую всю свою жизнь вел святитель Лука, было его служение в качестве врача-хирурга. Вряд ли возможно назвать хирурга, равного ему в его врачебном искусстве. Он одним из первых в России делал операции не только на желчных путях, почках, желудке и кишечнике, но даже на сердце и на мозге, прекрасно владел и техникой глазных операций. Такой диапазон кажется сегодня невероятным. Один из лучших его биографов, Марк Поповский, упоминает о том, что в 1924 году, за десять лет до официально известного случая трансплантации чужеродной почечной ткани, он пересадил больному почку свиньи, то есть произвел операцию, с которой отсчитывается эра пересадок почки в нашей стране.

Этот искуснейший хирург был необычайно смиренным человеком. Он признавал себя лишь орудием в руках Бога. «Это вас Бог исцелил моими руками. Молитесь Ему», — так говорил он пациентам, пытавшимся его «отблагодарить». При этом он благословлял больных. Перед каждой операцией молился; прежде чем сделать на коже разрез, трижды осенял крестным знамением операционное поле. А если прибавить, что операции его почти всегда были успешными и что сам он говорил, что «исцеляет с помощью Господа Иисуса Христа», то хирургическая деятельность святителя Луки была самой настоящей проповедью, хотя и звучала не с церковного амвона.

Глубоко христианской была и личная жизнь святителя Луки. Он отличался крайней нестяжательностью, не брал традиционных в медицине со времен Гиппократа «приношений» врачу от больных. Будучи архиепископом в Симферополе, «всегда ходил в чиненых рясах с прорванными локтями». А на предложение племянницы сшить новую одежду отвечал так: «Латай, латай, Вера, бедных много», предпочитая потратить эти деньги на еду для нуждающихся. Многие из них ежедневно приходили к дому, где жил Владыка, там их кормили обедом… Это милосердие архиепископа-хирурга было убедительней самых красноречивых, но не подкрепленных делами проповедей.

За свои православные убеждения святителю Луке пришлось заплатить одиннадцатью годами мытарств по тюрьмам и ссылкам. Енисейск, Красноярск, Архангельск — вот города, где не по своей воле побывал святитель-хирург. Ссылка в Архангельск была второй из его ссылок и длилась три года — с 1931 по 1933 год. Причиной ее послужило то, что в Ташкенте Владыка был несправедливо обвинен в пособничестве самоубийству одного психически нездорового ученого. В Архангельске святитель Лука работал хирургом и занимался подготовкой к печати своего основного труда — «Очерки гнойной хирургии», который увидел свет в 1934 году, сразу после ссылки.

В Архангельске он пробыл до ноября 1933 года, хотя срок ссылки истек еще в мае этого года. По свидетельству одного из биографов святителя Луки, «вторую свою ссылку он считал легкой», но это несколько не соответствует тому, что писал о ней сам святитель в своих воспоминаниях: «в первый год жизни в Архангельске я испытывал большие затруднения в отношении квартиры и был почти бездомным».

Здесь он разработал новый метод лечения гнойных ран. Его вызвали в Ленинград, и Киров лично уговаривал его снять с себя сан, после чего обещал тут же предоставить ему институт. Но Владыка не согласился даже на печатание своей книги без указания сана. Однако «Очерки гнойной хирургии» все-таки вышли в 1934 году и выдержали два переиздания. За этот труд святитель получил в 1946 году Сталинскую премию первой степени.

Для нашего времени чрезвычайно актуален его опыт перенесения лишений. Известно, что они способны сделать человека озлобленным, безжалостным, мстительным. Но святитель Лука, много выстрадав, сумел не превратиться в замкнутого мизантропа. Не следует думать, что он забыл то, что пережил «по острогам и ссылкам». Но при этом не разучился быть милосердным к больным. Известно, что когда началась Великая Отечественная война, он, будучи в очередной ссылке под Красноярском, пришел к руководству райцентра и предложил свой опыт, знание, мастерство для лечения воинов Советской армии. Причем это не было попыткой получить свободу. Заявление, сделанное в связи с этим архиепископом Лукой, кончалось потрясающими словами — «по окончании войны готов вернуться в ссылку». Стало быть, он, как пастырь и врач, просто-напросто не мог оставаться в стороне при виде страданий людей, которым мог бы помочь.

С октября 1941 года святитель Лука стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он много работал, совершая по пять сложных операций в день. Несмотря на то, что в это время ему было уже за шестьдесят, Владыка проводил в операционной по пять-десять часов ежедневно, особое внимание уделял тяжелораненым, которых нередко спасал от смерти.

Одиннадцать лет, через мытарства тюрем и ссылок, пронес святитель верность избранному им жизненному пути, верность Православию. Он мог бы получить свободу, известность, возглавлять институт, который ему готовы были предоставить, ценой одной-единственной уступки. От него требовалось только отказаться от сана, покаяться перед властью, отречься от Бога. Он предпочел вынести любые страдания, но не предал свою веру. Свобода пришла к нему лишь в 1942 году. В 1944 году он стал архиепископом Тамбовским, а в 1946 году — архиепископом Крымским и Симферопольским. В это время из-за прогрессирующей потери зрения он уже не мог заниматься хирургической деятельностью.

Творческое наследие святителя Луки обширно. Это и труды по медицине, и проповеди, из которых 750 записаны и составляют 18 томов машинописи, и написанная им с целью доказать неверующим истинность Православия книга «Дух, душа, тело», и, наконец, автобиографические «Воспоминания», которые неоднократно переиздавались. Много страданий выпало на долю святителя. Но он знал, что терпит их за правое дело — за дело Божие, и иной судьбы для себя не хотел. На исходе своей жизни в одном из писем к сыну он написал: «Даже если бы не изменилось столь существенно положение Церкви, если бы не защищала меня моя высокая научная ценность, я не поколебался бы снова выступить на путь активного служения Церкви. А к тюрьме и ссылкам я привык и не боюсь их».

Жизненный путь святителя-исповедника Луки завершился 11 июня 1961 года в Симферополе. Постановлением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года он был причислен к лику местночтимых святых. Определением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 года установлено всероссийское почитание священноисповедника Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского.

Кондак, глас 1
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси святителю, душу же равноангельну сотворил, сего ради святительства саном почется, во изгнании же от безбожных много пострадал и непоколебим верою пребыв, врачебною мудростию многия исцелил еси. Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, да вси вернии вопием ти: радуйся, отче святителю Луко, земли Крымстей похвало и утверждение.

Тропарь, глас 1:

Возвестителю пути спасительного, исповедниче и Архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, врачу богомудрый Святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли веру непоколебиму Православным даровати, и спасение, и велию милость.

Молитва святителю Луке, архиепископу Симферопольскому, исповеднику:

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов! Со умилением приклоньше колена сердец наших и припадающее к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца, молим тя всеусердно: услыши нас, грешных, и принеси молитву нашу к Милостивому Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангел предстоиши. Веруем бо, яко любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси, на земли пребывая.

Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит во Святей Своей Православней Церкви дух правыя веры и благочестия, пастырем ея да даст ревность святую и попечение о спасении паствы, вверенной им: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведующия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар, коемуждо благопотребен, и вся, яже к жизни временней и к вечному спасению полезная: градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.

Подаждь всем нам твое архипастырское и святое благословение, да тем осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов.

Даруй нам поприще жизни временныя богоугодно преити, настави нас на путь, ведый в селения праведных, избави воздушных мытарств и моли о нас Всесильнаго Бога, да в вечней жизни с тобою непрестанно славим Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Святитель Филарет Амфитеатров Святитель Митрофан Воронежский

Полный список мощей святых в мощевике Иверского Храма на Всполье

Братья и Сестры! Часы богослужений в Храме

Начало вечернего богослужения – 17.00.

Исповедь – по окончании вечернего богослужения.
Начало Божественной Литургии в воскресные дни - 9.00
Начало исповеди – 8.00.
Начало чтения Часов – 8.40.

Начало Божественной Литургии, кроме воскресных дней – 8.00.
Начало исповеди – 7.00.
Начало чтения Часов – 7.40.

Подробнее о богослужениях на ближайший месяц - см. расписание.

Огласительные беседы

Братья и сестры!
В нашем Храме проводятся огласительные беседы со взрослыми, желающими креститься, а также с родителями и восприемниками младенцев.

Огласительные беседы проходят каждое воскресенье по завершении Божественной Литургии (в 11-00).

Занятия по курсу «Введение в язык православного богослужения»

В нашем храме проводятся занятия  по курсу «Введение в язык православного богослужения». Занятия ведет регент нашего хора Татьяна Алексеевна Зимелева по воскресеньям после Литургии.

Беседы по Закону Божию

Братия и сестры!
Приглашаем вас на беседы по Закону Божию (смотрите раздел "План духовных бесед").

Таинства крещения и венчания совершаются после огласительных бесед. Записаться на огласительную беседу можно за свечным ящиком.

Храм открыт с 8.00 до 19.00 часов.

В дни Богослужений – с 8.00 до окончания вечернего Богослужения.

Поиск по сайту