Вратарница
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Милейший город Смоленск (к юбилею города)

Пятница Сен 20, 2013

В сентябре 2013 года состоялась поездка Регента Храма Иверской иконы Божией Матери Зимелевой ТА. в город Смоленск. Многие из нас весьма поверхностно знакомы с историей и достопримечательностями этого города-героя, — и совершенно напрасно, — ведь его крепостные стены до сих пор хранят память о великих событиях прошлого.

В конце сентября (c 21 по 25 число) Смоленск, один из древнейших русских городов, отмечает юбилей – 1150 годовщину со дня основания. Этот отсчет идет от первого в истории датированного упоминания о городе в Устюжском летописном своде: по свидетельству летописца, в 863 году Аскольд и Дир в походе из Новгорода в Царьград обошли Смоленск стороной, так как город был «велик и мног людьми».

Город возник на берегу Днепра, на живописных холмах, на месте торгового волока кораблей из Западной Двины в Днепр. Одна из версий, объясняющих название города, связывает его с занятием жителей: здесь местные ремесленники ремонтировали (смолили) лодки купцам, плававшим «из варяг в греки».

Город помнит светлые времена независимости и возвышения и темные времена войн, разрушений, неволи.

В 9 веке князь Олег присоединил Смоленск к составу Киевской Руси, а впоследствии передал город в удельное владение своему сыну, князю Игорю.

Самостоятельное значение Смоленская земля получила со вступления на престол внука Владимира Мономаха, святого князя Ростислава Мстиславича (княжил с 1128 по 1158 гг.). Благодаря его деятельности Смоленская земля стала застраиваться городами, украшаться храмами и монастырями.

Уже дед смоленского князя Ростислава Мстиславича – князь Владимир Мономах – как свидетельствует летопись, в 1101 г. « заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью». Первым святителем Смоленским в 1128 году стал Игнатий. Он построил Богородицкий монастырь и вручил игуменский жезл преподобному Авраамию Смоленскому.

Преподобный «украсил же церковь иконами, и завесами, и свечами, и многие из города начали приходить и слушать церковное пение и чтение Божественных книг. Ибо блаженный был искусным чтецом, так как по Божьей благодати он мог не только читать, но также толковать книги, так что многие несведущие люди, слушая его, понимали все, что он сказал; и он говорил наизусть и по памяти, потому что ничто в Божественных писаниях не утаилось от него, так что его уста никогда не умолкали, обращаясь ко всем, к малым и к великим, к рабам и свободным, и к ремесленникам. И так как они иногда приходили на молитву, иногда на церковное пение, иногда же для утешения, он даже ночью мало спал, но совершал коленопреклонения и тихо проливал из глаз обильные слезы, и бил себя в грудь, и обращался к Богу, умоляя помиловать Своих людей, отвратить гнев Свой и послать милость Свою, и избавить нас от угрожающих нам бед, и дать мир и покой молитвами Пречистой Девы Богородицы и всех Святых. Написал же он две иконы: одну — Страшный суд второго пришествия, а другую — испытание воздушных мытарств, которых никто не избежит».

Житие преп. Авраамия Смоленского.

В 1136 году Ростислав добился создания отдельной Смоленской епархии, во главе которой поставлен грек Мануил. Это событие в истории г. Смоленска дало большой толчок развитию культуры и просвещения. При Смоленских монастырях были обширные библиотеки, о чем есть косвенные свидетельства в летописях и письменных памятниках. Хлопотами князя был перестроен и расширен большой Успенский собор, заложенный его дедом Владимиром Мономахом, построен Смоленский кремль, Спасский собор Смядыньского Борисо-Глебского монастыря на месте, где был убит святой мученик Глеб, каменный храм в честь апостолов Петра и Павла.

Церковь Иоанна Богослова была возведена в 1173 году по указу князя Романа Ростиславича. Согласно сохранившимся летописям, церковь была богато украшена золотом и финифтью.

Каменный храм в честь Архангела Михаила возведен Давидом Ростиславовичем, в 1180-1197 годы. Летописное известие о храме говорит о необычайном богатстве внутреннего убранства: «всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена».

Житие св. мч. Меркурия Смоленского рассказывает, что во время нашествия Батыя Пресвятая Богородица сама послала воина Меркурия сразиться в единоборстве с татарским великаном-силачом.

Мч. Меркурий «… дошед полки злочестиваго царя, Божиею помощию и Пречистыя Богородицы побивая враги, собирая християн пленных и отпущая во град свой, прехрабро скакаше по полком, яко орелъ по воздуху летая. Злочестивый же царь, ведевъ таково побуждение людей своих, велиим страхом и ужасом одержим бысть и скоро отбежа града того без успеха в мале дружине.  Та же предста Меркурию прекрасен воин. Он же поклонися ему и вда все оружие свое и, преклонь главу свою, и усечен бысть. И тако блаженный, взем главу свою в руку свою, а в другую руку коня своего, и пришед во град свой безглавен. Людие же видевше такое, удивляющеся Божию строению. И дошед врат Мологинских, ту же вышла по воду некая девица и, зря святаго без главы идуща, и начат святаго нелепо бранити. Онъ же в техъ вратех возлеже и предастъ честне душу свою Господеви, конь же той невидим бысть от него».

Во время монгольского нашествия Смоленск не пострадал, но многие районы княжества были разгромлены, и Смоленск утратил своё значение, мало-помалу попадая в зависимость от возвышающегося Великого княжества Литовского. В 14 веке для защиты от литовских князей Смоленск иногда вступает в союз с Москвой, так в 1380 году князь Святослав Иванович участвовал в Куликовской битве в передовом полку, под стягом Дмитрия Донского.

В 1449 году между великим князем литовским Казимиром и московским великим князем Василием Тёмным был заключён договор, по которому Москва отказывалась на вечные года от Смоленска и Смоленской земли. В 1508 году Смоленск стал центром Смоленского воеводства Великого княжества Литовского.

29 июля 1514 года русские войска появились под стенами Смоленска, и после ожесточенной бомбардировки литовский гарнизон сдался. 1 августа великий князь Василий III торжественно въехал в Смоленск, и с тех пор город вошел в состав Великого княжества Московского. Долгие годы Смоленск оставался важнейшей крепостью на западной границе Русского государства. В 1595—1602 годах во время правления царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова на месте деревянного кремля была возведена каменная крепость. Стену строил зодчий Фёдор Конь, построивший также стену Белого города в Москве. Молва гласит, что Борис Годунов назвал смоленские стены

«красотой неизглаголенной, подобно которой нет во всей поднебесной, ибо как на важной боярине красовито лежит многоценное ожерелье, прибавляя ей красоты и горделивости, так Смоленская стена станет теперь ожерельем всея Руси Православной на зависть врагам и на гордость Московского государства».

Воспользовавшись ослаблением Русского царства в период Смутного времени, 16 сентября 1609 годаармия Сигизмунда III осадила Смоленск. Долгое время оборона города под руководством воеводы Михаила Шеина была вполне успешной. Осажденные производили вылазки, иногда очень смелые. 12 октября 1610 года король предпринял штурм, не увенчавшийся успехом: разбив ворота петардой, часть войска ворвалась было в город, но не получила подкрепления от своих и была вытеснена. Подкопы также не удавались, потому что осажденные имели при стенах в земле тайные подслухи.

Однако осада, продолжавшаяся 20 месяцев, привела к громадным потерям среди горожан. В городе стали свирепствовать цинга и дизентерия. Судьбу города решил изменник Андрей Дедешин, который указал противнику на часть стены, построенную наспех во влажное осеннее время, по причине чего она была непрочной. Король велел сосредоточить обстрел на этой стороне, после чего в ночь на 3 июня 1611 года предпринял решительный штурм. Защитники города заперлись в древнем (1101 года постройки) Успенском соборе, в погребах которого был устроен пороховой склад, и взорвали себя вместе с церковью.

Присоединение Смоленской земли в 1618 году к Речи Посполитой (Смоленское воеводство опять стало частью Великого княжества Литовского) произошло после Брестской унии 1596 года. Положение православных верующих, проживающих на территории Речи Посполитой и не перешедших вкатоличество или униатство, значительно ухудшилось, имело место притеснение иных конфессий кроме католичества и униатства. В 1611 году Сигизмунд III основывает Смоленский епископаткатолической церкви.

Только в 1654 году при царе Алексее Михайловиче Смоленск окончательно был возвращен в состав Русского государства. С конца XVII века разрушенный войнами и осадами Смоленск отстраивается заново. Восстанавливаются древнейшие храмы (такие, как Свирская церковь), возводится новыйУспенский собор.

17-18 августа 1812 года под стенами Смоленска произошло Смоленское сражение между русской армией и армией Наполеона, в ходе которого обе стороны потеряли более 20 тыс. человек. Русские отступили, и Наполеон захватил объятый пламенем город. Город был разрушен. Ф. Н. Глинка писал:

«Город весь сквозной; дома без кровли, без окон, без дверей. Пустота пугает, ветер свищет среди обгорелых стен; по ночам кажется, что развалины воют».

Смоляне берегут и чтут историческую память своего родного города. Прекрасны и сохранны памятники героям 1812 года, Великой Отечественной войны, музыкантам и писателям. К юбилейным дням фасады домов на главных улицах обновились и повсюду на стенах появились охранные таблички. Проблема с историческими названиями улиц решена так, что никто не может считать себя обиженным – ни любители старинных традиций, ни сторонники новейшей истории: улицы сохраняют имена, данные им в советское время, но на вывесках перечислены в ряд все названия, которые носила улица на протяжении веков.

Действуют 3 древнейших храма города – Петропавловский, Иоанновский и Свирский (Михаила Архангела), открыты и продолжают восстанавливаться два женских монастыря – Вознесенский и Троицкий, завершается реставрация древнейшего Спасо-Авраамиевского мужской монастырь.

31 августа, накануне юбилейных торжеств, Святейший патриарх Кирилл посетил город, совершил всенощное бдение и божественную литургию в Успенском соборе и принял участие в открытии нового культурно-выставочного центра им. Тенишевых.

«Большая часть моей жизни как священника, как епископа, как архиерея Русской Церкви, — сказал он, — связана со Смоленском. 25 лет пребывания здесь невозможно ни забыть, ни заглушить какими-то новыми впечатлениями, которые, конечно, возникают в связи с Патриаршим служением, и поэтому особую теплоту чувствую в сердце, когда речь заходит о Смоленске. Милейший город Смоленск… И духовная, и культурная составляющие жизни города, и даже эта неторопливость, отсутствие надрывной модернизации, которая часто напрягает нервы, создает новые противоречия… Действительно, край поэтов-воинов, как кто-то сказал, мир особый, — вся Смоленщина, начиная от пейзажей, таких скромных, лирических, мягких, до деревень, районных центров, каждый из которых я хорошо знаю. Должен сказать, что за те 25 лет в Смоленске, несмотря на большие перемены, которые совершались в стране, в городе почти никаких перемен не происходило. Они, может быть, и происходили где-то, но увидеть их зримо, ощутить и сказать, что город развивается, было почти невозможно. И когда сегодня я проезжал по Большой Советской и увидел знакомое, но совершенно иное лицо возрожденного города, приведенного в порядок, то в глубине души своей очень и очень порадовался. Слава Богу, что древний героический Смоленск в преддверии своего юбилея обрел второе рождение. Дай Бог, чтобы это пространство духовного, материального, эстетического благополучия расширялось, чтобы в рамки этого пространства входило все больше и больше людей, земель, домов, дорог, полей, лесов. Мы должны сделать нашу страну прекрасной. И то, что этот процесс, несомненно, сегодня существует, мы должны очень ценить. Еще раз хочу сказать, что все это имеет не только материальное значение. Это не просто признаки материального благополучия. Мы формируем такую среду обитания, которая влияет на формирование духовной сущности человека, а также его убеждений, его ценностной ориентации…»

Фото-отчет Регента о поездке:

Братья и Сестры! Часы богослужений в Храме

Начало вечернего богослужения – 17.00.

Исповедь – по окончании вечернего богослужения.
Начало Божественной Литургии в воскресные дни - 9.00
Начало исповеди – 8.00.
Начало чтения Часов – 8.40.

Начало Божественной Литургии, кроме воскресных дней – 8.00.
Начало исповеди – 7.00.
Начало чтения Часов – 7.40.

Подробнее о богослужениях на ближайший месяц - см. расписание.

Огласительные беседы

Братья и сестры!
В нашем Храме проводятся огласительные беседы со взрослыми, желающими креститься, а также с родителями и восприемниками младенцев.

Огласительные беседы проходят каждое воскресенье по завершении Божественной Литургии (в 11-00).

Занятия по курсу «Введение в язык православного богослужения»

В нашем храме проводятся занятия  по курсу «Введение в язык православного богослужения». Занятия ведет регент нашего хора Татьяна Алексеевна Зимелева по воскресеньям после Литургии.

Беседы по Закону Божию

Братия и сестры!
Приглашаем вас на беседы по Закону Божию (смотрите раздел "План духовных бесед").

Таинства крещения и венчания совершаются после огласительных бесед. Записаться на огласительную беседу можно за свечным ящиком.

Храм открыт с 8.00 до 19.00 часов.

В дни Богослужений – с 8.00 до окончания вечернего Богослужения.

Поиск по сайту